Эстетика урбанизированного ландшафта

Предмет исследования – методология оценки эстетической ценности урбанизированного ландшафта.

Тема работы – эстетика урбанизированного ландшафта с позиции эстетического ландшафтоведения.

Цель – разработать авторскую методику оценки эстетических свойств урбанизированных ландшафтов с позиции эстетического ландшафтоведения.

В работе использована собственная методология, основанная на методах статического и картографического анализа с привлечением методических аспектов из психологии и дизайна. Методология заключается в том, что оценка эстетики урбанизированных ландшафтов производится методом «ключей», где каждая точка обзора оценивает ландшафт по четырем общим критериям: целостность, структурированность, мера разнообразия и специфичность. Для каждого из этих критериев разработан список собственных показателей, по которым производилась балльная оценка ландшафта и данные представлялись в виде упрощенной картосхемы.

После проведения полевых работ и создания картосхемы по некоторой части Барнаула, полученная картосхема показала, что наша методология вполне логична. Ее применение возможно на проектной основе с следующих целях: индикация бытовых и социальных процессов в городе, направленное воздействие (манипуляция) на психику реципиентов, погруженных в данную среду. Кроме этого, в процессе работы проведен критический анализ литературы по теории эстетического ландшафтоведения. Нами было выявлено несколько конструктивных ошибок большинства авторов: склонность к популяризации научных изысканий изложения работ, отталкивание от философских категорий (непрактичный аспект), конфликтность оперируемых понятий, игнорирование факта раздела восприятия человека на три уровня.

Методологию можно расширять по выбору показателей для целей конкретного проекта. Методология может быть актуальна для целей благоустройства города, воссоздания социальных настроений в отдельных пунктах города, повышение эффективности архитектурных и рекламных работ, индикация таких социальных процессов как мелкая преступность (хулиганство и др.), очаги распространения вредных насекомых и растений (по признаку запустения) и т.д.

Основные выводы из работы:

1. Существующие методологии оценки эстетических свойств ландшафта неоднозначны и сомнительны по своей результативности. Поэтому необходимо искать иные принципы разработки методологий. Возможно, более продуктивным будет совместное привлечение научных изысканий из различных областей науки: география, психология, медицина, философия, дизайн и др.

2. Т.к. в промышленном дизайне уже имеется осмысленный опыт в манипуляции сознанием реципиентов, мы можем заключить, что вообще возможна адекватная формальная оценочной система эстетических свойств. Объяснением этого служит наличие в живой среде системы психических механизмов, в том числе отвечающих за эстетическое постижение. В частности, в медицине и психологии уже существуют некоторые представления о психофизическом воздействии цвета на организм человека.

3. Оценочная система актуальна лишь в двух нижних уровнях эстетического восприятия: морфологическом и семиотическом. Высший уровень, феноменологический, не достаточно моделируем, но и его актуальность в усредненных моделях будет незначительна. Поэтому для целей изысканий по тематике настоящей работы интерес представляют лишь первые два уровня.

4. Полученная нами методология демонстрирует вполне логичные результаты по картосхеме, поэтому мы считаем ее достаточно адекватной, чтобы предъявить в качестве эффективной альтернативы другим методологиям.

Тема настоящей работы «Эстетика урбанизированного ландшафта». Рассматривается не только вопрос эстетической привлекательности городской среды, но и вопрос ландшафтных истоков формирования человеческой перцепции. Тема работы слабо осмыслена в направлении ландшафтоведения, поэтому представляется полезным ее

Цель – разработать авторскую методику оценки эстетических свойств урбанизированных ландшафтов.

Объект исследования – эстетические свойства ландшафта.

Предмет исследования – методология оценки эстетической ценности ландшафта.

Поставлены задачи:

1. Изучить теоретические представления эстетики, эстетического ландшафтоведения, социальной геоморфологии, психологии, медицины и дизайна о закономерностях эстетического восприятия.

2. Рассмотреть опыт рекламного дизайна в области манипулирования человеческим восприятием.

3. Интерпретировать факторы восприятия человека относительно среды обитания человека.

4. Изучить современные методологии по оценке эстетической привлекательности ландшафта, обобщив тем самым существующий методологический опыт.

5. Разработать авторские принципы оценки эстетических свойств урбанизированного ландшафта и обосновать их.

6. Опробовать авторскую методику на конкретной территории исследований.

    Публикации по географии >>>

    Геологическое и тектоническое строение Урала
    Уральские горы сформировались в области герцинской складчатости. От Русской платформы они отделены Предуральским краевым прогибом, выполненным осадочными толщами Палеогена: глинами, песками, гипсами, известняками. ...

    Страна озер - Финляндия
    Провести отпуск в маленькой, спокойной и цивилизованной Финляндии, в последнее время становится популярным видом отдыха. Власти любого финского города проводят разнообразные фестивали, многочисленные праздники, о ...

    Галерея

    Демографические процессы

    Демографические процессы представляют собой: рождаемость, продолжительность жизни, смертность, статистика абортов, детская смертность, самоубийства, миграция, интеллектуальная эмиграция из России.

    >>>