Токио – самый большой город мира

Для планировки и застройки Токио всегда была характерна чрезвычайная хаотичность.

С самого начала такой хаотичностью отличалась застройка Эдо. К тому же в отличие от Петербурга, построенного по всем правилам «городской науки», и от Лондона, который после грандиозного пожара 1666 г. был застроен по единому плану, город Эдо, не менее английской столицы пострадавший во время пожара 1657 г., был восстановлен в основном в прежнем виде. В центре его находилась резиденция сёгунов дома Токугава.

После революции Мэйдзи застройка Токио продолжала оставаться очень хаотичной. Он представлял собой как бы скопление городов и поселков, постепенно поглощавшихся растущей столицей, но продолжавших жить и своей жизнью. «Можно назвать его собранием нескольких десятков городов: в каждом районе имеются свой центр, своя торговая улица», – написал в своих «Японских заметках» Илья Эренбург.

Рис. 1. Расширение территории Токийской агломерации

И в дальнейшем Токио продолжал оставаться – по выражению одного японского специалиста – «городом-амебой». Однако начиная с 1960-х гг. он постепенно стал превращаться в современный город. Важной вехой на этом пути послужила Токийская олимпиада 1964 г., во время подготовки к которой были построены не только спортивные сооружения, но и многие другие здания, дороги-эстакады, или хайвэи, покоящиеся на опорах 10-метровой высоты. В городе появилась телевизионная башня высотой 333 м, а затем стали строиться и современные небоскребы по 50–60 этажей. Благодаря современным технологиям в центре Токио давно строятся только сейсмоустойчивые небоскребы. Во время толчков или сильного ветра они отклоняются от оси приблизительно на 5 м, после чего принимают исходное положение. И все же строительное законодательство требует от строительных компаний применения самых современных технологий, позволяющих снизить последствия подземных толчков до минимума.

Несмотря на размеры населения, в Токио не существует квартального строительства. Из соображений безопасности каждый дом находится на определенном расстоянии от соседнего. В случае землетрясения у каждого здания должно быть место для того, чтобы обрушиться или опереться о стену соседнего дома. Однако этот принцип не всегда действует при сильных подземных толчках – 7–8 баллов по шкале Рихтера, когда обрушивается большинство зданий.

В Токио тысячи домов расположены вдоль узких улочек, на которых с трудом могут разминуться два автомобиля. Контраст им составляют современные кварталы с небоскребами и торговыми центрами. Город опутан сетью автострад, рельсов, проводов и вездесущих реклам. Передвижение по городу осложняется надписями на японском языке и отсутствием названий улиц – заблудиться здесь могут даже местные таксисты.

На главных улицах преобладают здания в европейском стиле, на боковых – невысокие, чаще всего двухэтажные, густо настроенные домики. Каждый свободный участок земли в Токио используется с максимальной выгодой. Цены на землю в городе астрономические. По подсчетам, участок земли под Императорским дворцом стоит столько же, сколько весь Манхэттен. Земли не хватает, в связи с чем японцы шаг за шагом засыпают море.

На искусственных островах строятся жилые кварталы, торговые центры, фабрики, верфи, аэропорты и парки. После II мировой войны Токио начал разрастаться, поглощая окрестные деревни, малые и большие города. Возник огромный мегаполис, растянувшийся на южном побережье острова Хонсю и северном побережье острова Кюсю. Ученые предсказывают, что к 2015 году в токийской агломерации будет проживать уже около 29 миллионов человек.

Токио растет не только вверх, но и вниз. Под его улицами и зданиями теперь располагается фактически еще один город с подземными магазинами, ресторанами, спортивными залами, складами, гаражами, которые соединяются друг с другом. Неудивительно, что ориентироваться в Большом Токио чрезвычайно трудно. И горожан, и приезжих в этом отношении очень выручают токийские таксисты, которые, по данным опросов, занимают первое место в мире по качеству, быстроте и четкости обслуживания. Конечно, можно пользоваться и густой сетью метрополитена, но поезда и станции метро почти всегда крайне перегружены. Не следует забывать и о том, что в центральную часть Токио из соседних префектур ежедневно приезжают на работу 6–7 млн. человек.

Вот почему во всей литературе о Токио этот город обычно характеризуют как настоящее средоточие контрастов. «Токио, громадный и загадочный, напоминает какое-то фантастическое существо. Бок о бок сосуществуют в нем две полярные противоположности: и то, что именуется урбанистическим раем, и то, что называется городским адом». Так написано в переведенной с японского на русский язык книге «Токио через 20 лет». Урбанистический рай – это прежде всего ультрасовременные небоскребы, где размещаются учреждения и офисы. Городской ад – это узкие городские улицы, забитые автомобилями, которых здесь 5–6 млн., теснота застройки, почти полное отсутствие зелени, крайняя недостаточность канализационной сети. Что касается 200 км хайвэя, то задумывалось это строительство, обеспечивающее двухрядное движение в каждом направлении, без всяких светофоров, очевидно, как один из символов урбанистического рая. Но в условиях, когда этим хайвэем ежедневно пользуются около 1 млн. автомобилистов, многокилометровые пробки превращают его скорее в урбанистический ад.

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации по географии >>>

Социально-экономическое совершенствование Гамбии
Республика Гамбия — государство в Западной Африке, бывшая колония Британской империи, занимает территорию по обоим берегам реки Гамбия, вытянутую в широтном направлении в глубь материка на 350 км. Гамбия являетс ...

Физико-географическое описание Башкирии
Башкортостан характеризуется многообразием природных факторов, включающих геологическое строение, геоморфологические, климатические и гидрологические условия, почвы и типы растительности, что обусловлено его физи ...

Галерея

Демографические процессы

Демографические процессы представляют собой: рождаемость, продолжительность жизни, смертность, статистика абортов, детская смертность, самоубийства, миграция, интеллектуальная эмиграция из России.

>>>