Типология российских регионов

Следует остановиться на некоторых характерных чертах относительно менее изученных территориальных объектов планирования - субъектов федерации. Как территориальная часть народного хозяйства, как объект экономического управления субъект характеризуется рядом специфических черт. Среди них выделяют следующие: своеобразная и достаточно жесткая форма организации производственной и социально-экономической жизни на территории; автономная самоуправляющаяся система; в границах субъекта локализуется подавляющая часть повседневной жизни людей, значительная часть хозяйственной деятельности. Субъект обладает развитой системой управления, своим социально-экономическим и хозяйственным развитием в лице местных исполнительных и законодательных органов, территориальных хозяйственных и финансовых организаций. Под эгидой территориальных органов находится около 30% основных фондов, за счет территориальных бюджетов обеспечивается 25% и более всего бюджетного финансирования народного хозяйства. Усредненные социальные и экономические характеристики мало что дадут, так как субъекты чрезвычайно сильно отличаются друг от друга практически по всем параметрам. Так, по площади территории разрыв достигает 100 раз, по численности населения- 15 раз, по числу районов - 4 раз, по продукции промышленности - 20 раз, сельского хозяйства - 20 раз (без субъектов, где оно отсутствует). Существенны различия и в уровне социально-экономического развития. По величине средне-душевого производства валового регионального продукта и среднедушевым реальным доходам населения субъекты Российской Федерации различаются более чем в 20 раз (максимальная разница между 88 субъектами Российской Федерации, без данных по Чечне, по величине ВРП на душу населения составляет 29,4 раза). В расчете на душу населения обеспеченность жильем различается в 1,8 раза, объем товарооборота - в 2,5 раза, уровень зарплаты - в 3 раза, объем сбережений - в 4 раза, бюджетные расходы в расчете на душу населения различаются в 2 раза.

Такая резкая дифференциация имеет своим неизбежным следствием расширение ареалов депрессивности и бедности, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия и нарастание межрегиональных противоречий. Все это значительно затрудняет проведение общероссийской политики социально-экономических преобразований.

Чрезмерные различия в условиях жизни населения центра и периферии, регионов страны воспринимаются обществом как нарушение принципов социальной справедливости и могут приводить к усилению центробежных тенденций и сепаратизма. Поэтому для России стратегически важно проведение сильной государственной региональной политики, направленной на сглаживание чрезмерной дифференциации в уровнях социально-экономического развития.

Наиболее важной целью прикладных типологий регионов является формирование такой региональной политики, в основе которой лежит не политический авантюризм, а объективная социально-экономическая ситуация. В разных странах с этой целью проводится классификация регионов с последующим отбором кризисных территорий для оказания им экономической помощи (в первую очередь финансовой) в рамках региональной политики. В ряде стран, и в первую очередь в Западной Европе, уже накоплен значительный опыт в проведении данных исследований, в России в настоящее время методика подобного отбора регионов является не до конца отработанной, что определяет необходимость проведения дальнейших исследований в этой области.

Из всего многообразия мнений остановимся на позициях тех ученых, которые предлагают новую типологию регионов на основе сложившихся тенденций в ходе реформирования России и перехода к рыночной экономике. Так, классификация кризисных территорий, подготовленная в Центре геополитических исследований института географии РАН Бородулиной Н.А., включает 48 показателей уровня жизни, здоровья населения, здравоохранения и состояния природной среды, образования и социальных условий образования. Она может стать основой для разработки специальной программы поддержки регионов как информационная основа региональной политики.

Научный интерес представляет и классификация регионов РФ для целей региональной политики, представленная в работах Б. Лавровского.

Основной целью типологии является выявление кризисных территорий, использовано 3 показателя: уровня жизни - 1 из 10, характеризующие рынок труда - 1 из 7, экономические -1из18.

Целью представленных классификаций регионов является отбор кризисных территорий для применения к ним в будущем определенных механизмов региональной политики. При этом следует отметить, авторы классификаций по отбору кризисных территорий используют простую методику, применяемую в региональной политике ЕС, а также более сложные, например факторный анализ 48 показателей в работе Бородулиной. Это позволяет (по мере надобности то оперативно, то углубленно) строить типологии для того, чтобы целенаправленно проводить региональную политику, например выделение субсидий.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Публикации по географии >>>

Уральские горы
Цель моей курсовой работы: Исследовать птк – Урал, его географические особенности и положение на территории России. Эта тема актуальна потому что: - связана с геогафией, следовательно, необходима для учителя ...

Возрастание роли СПб как важнейшего транзитно- торгового узла Северо-Запада и сопутствующие экологические последствия
Санкт-Петербург в действительности является важнейшим городом Северо-Западного экономического района во многих промышленных и экономико-социальных отраслях. В качестве особенностей и отличий Санкт-Петербурга ...

Галерея

Демографические процессы

Демографические процессы представляют собой: рождаемость, продолжительность жизни, смертность, статистика абортов, детская смертность, самоубийства, миграция, интеллектуальная эмиграция из России.

>>>