Территориальная система расселения

Второй этап представлен этим же набором схем – зон совместных интересов муниципальных образований «Большого Екатеринбурга» с учетом перспектив развития данной территории.

Схемы зон совместных интересов с учетом перспективного развития были заложены в многовариантную модель перспективного развития Большого Екатеринбурга в качестве регионального метрополиса (рисунок 2). Эта модель завершает методику.

Каждая из схем (зон совместных интересов и моделей) сопровождается необходимыми методами и принципами, заложенными в основу их выделения и проектирования. Выделяется ряд основных принципов организации системы расселения:

1) встроенность, на основе согласованности с каркасом расселения, с инженерно-транспортным каркасом, с функциональным, экологическим, природоохранным, историко-культурным, экономическим, эстетическим зонированием;

2) целостность и непрерывность функционального, природоохранного, историко-культурного, экономического, транспортного, инженерно-технического каркасов «Большого Екатеринбурга»;

3) динамичность функционально-планировочной, природно-экологической, транспортной, инженерной, историко-культурной, композиционной структуры «Большого Екатеринбурга»;

4) структуризация, на основе функционального, экологического, природоохранного, историко-культурного, экономического зонирования, выделения узлов, связей, видов инженерного и транспортного каркасов, комплексного зонирования;

5) оптимизация, согласованность и территориальная сбалансированность зон и структур на основе правил землепользования и застройки; приоритетность безопасности и повышения качества жизни людей, энергосбережения и рационального использования природных ресурсов; сбалансированность экономических и экологических решений;

6) гармонизация архитектурно-планировочной структуры расселения на основе средств, принципов и методов композиции, учитывающих экологический, синергетический, ноосферный и др. подходы к ее формированию

На современном этапе развития градостроительной науки переход к разработке генерального плана города совместно с тяготеющими районами выдвигает сложности методологического характера. Первая из них — необходимость охвата проектными разработками больших территорий при отсутствии реальных возможностей увеличения единовременных капиталовложений и освоения дополнительных объемов работ. Вторая связана с совмещением понятий генплана и районной планировки для территориальных систем «город — область», «город — агломерация», что требует корректировки принципов разработки проекта развития города с тяготеющими районами как качественно нового документа. Третья проблема — введение в практику проектирования новых терминов, характеризующих пространственно-планировочные структуры, возникающие на стыке городского и регионального уровней территориального анализа. Четвертая — увязка планировочного и административно-хозяйственного подходов к членению территории агломерации (области) и нахождение адекватных существующим управленческим структурам механизмов реализации проектных предложений.

Наиболее существенной частью проблемы формирования больших систем расселения (страна, регион и т. д.) становится определение самого понятия «система», связанного с изучением рассматриваемых территорий как сложных и сверхсложных объектов с высоким уровнем внутренней организованности.

Опираясь на ряд исходных категорий (целостность, множество, элемент, связь), значение слова «система» трактуется как специфически выделенное из окружающей среды целостное множество элементов, объединенных совокупностью внутренних связей или отношений. Наиболее общей и фундаментальной характеристикой системы является наличие жестко детерминированных и вероятных признаков в строении и поведении сложного объекта. Только их совместное действие исчерпывает его полную системную сущность. В таком объекте (сложной системе) обычно удается выделить часть (систему), изменяющуюся жестко детерминированным образом, и часть, преобразующуюся вероятностным образом.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Публикации по географии >>>

Роль транспорта в организации экономического пространства России
Россия - это, прежде всего, огромное пространство, требующее наличия достаточного количества транспортных коммуникаций, чтобы связывать это пространство, не давать ему превращаться в некую аморфную массу, лишенн ...

Территориальное разделение труда
Разнообразна хозяйственная деятельность людей в тех или иных местностях на нашей планете. Пестра экономическая карта мира и отдельных стран. Даже на небольшом расстоянии можно увидеть смену разных типов хозяйства ...

Галерея

Демографические процессы

Демографические процессы представляют собой: рождаемость, продолжительность жизни, смертность, статистика абортов, детская смертность, самоубийства, миграция, интеллектуальная эмиграция из России.

>>>