Экономическое развитие

Экономика Анголы базируется на добыче и экспорте нефти — 85 % ВВП. Благодаря нефтяной составляющей, экономика страны является самой быстрорастущей среди государств Африки южнее Сахары. Так, в 2008 году рост ВВП Анголы составлял 15 %, в то время как в целом страны Черной Африки показали лишь 5%-ный рост. На душу населения валовый внутренний продукт составляет 4940$ (в Нигерии — 1260, в Зимбабве — 110 $), что является очень высоким достижением для этого региона мира (7-е место в Чёрной Африке).

Кроме того, экономика Анголы опирается на взятый в 2005 году заём у Китая в размере 7 млрд долл., а также на крупные займы от Бразилии, Португалии, Германии, Испании и Евросоюза.

В сельском хозяйстве занято свыше 80 % работающих, однако примерно половина объёма потребляемого продовольствия импортируется.

Культивируются бананы, сахарный тростник, кофе, сизаль, кукуруза, хлопок, маниока, табак, овощи. Разводится скот.

Помимо нефти и нефтепродуктов, Ангола экспортирует алмазы, кофе, сизаль, рыбу, лес, хлопок.

Ангольские и намибийские алмазы считаются лучшими в мире, и выемка алмазонесущей породы на крупнейшем в мире, ангольском с участием России алмазном разрезе «Катока» испытывала рост в начале 2009 года, несмотря на мировой финансовый кризис.

Основные партнеры по экспорту (66,3 млрд долл. в 2008) — Китай 33 %, США 28,7 %, Франция 6 %, ЮАР 4,6 %, Канада 4,1 %.

Импортируются промышленные товары, транспортные средства, медикаменты, продовольствие, текстиль, вооружения.

Основные партнеры по импорту (17,1 млрд долл. в 2008) — Португалия 17,6 %, Китай 15,7 %, США 11,3 %, Бразилия 7,6 %, Южная Корея 6,8 %, ЮАР 4,8 %

Сельское хозяйство.

Доля в ВВП – 8%, занято 85% населения. (2003). Обрабатывается 3% из обширных площадей плодородных земель (одна из причин – наличие большого числа мин на полях). Развито товарное производство пшеницы. Выращивают бананы, кофе, кукурузу, маниок (кассаву), овощи, сахарный тростник, сизаль, табак и хлопок. Развитию животноводства препятствует распространение в 14-ти (из 18-ти) провинциях мухи цеце. Крупный рогатый скот разводят только на юге. Развито рыболовство (вылов морского угря, тунца и др.). В экономической зоне Анголы российские суда ежегодно вылавливают ок. 25 тыс. т рыбы и морепродуктов. Лесное хозяйство: ведутся заготовки леса, для производства бумаги и целлюлозы выращивают кипарисы и эвкалипты.

Промышленность.

Доля в ВВП – 67% (2001). В 2002 доля горнорудной промышленности в ВВП, главным компонентом которой является добыча нефти и алмазов, составила 54,7%. По добыче алмазов Ангола занимает 4-е место в мире (2003). Работают предприятия по очистке нефти, производству строительных материалов, фабрики по обработке сельскохозяйственного сырья (в т.ч. производство сахара и обработка рыбы), предприятия табачной, текстильной и химической промышленности. На совместном с КНР предприятии производится сборка мотоциклов.

Внешняя торговля.

Экспорт значительно превышает импорт. В 2003 объем экспорта составил 9,67 млрд. долл. США, а импорта – 4,08 млрд. долл. США. Основные экспортные товары – алмазы, кофе, неочищенная нефть, нефтепродукты, природный газ, рыба и морепродукты, сизаль, строевой лес и лесоматериалы, а также хлопок. Основные партнеры по экспорту: США (41%), Китай (13,6%), Франция (7,9%), Тайвань (7,5%), Бельгия (6,2%), Япония (4,9%), Испания (4,3%) – 2002. Основные товары импорта: военное оснащение, лекарства, машинное и электрооборудование, продовольственные товары, текстиль, транспортные средства и запчасти к ним. Основные партнеры по импорту: Португалия (19,2%), ЮАР (14,7%), США (13,2%), Бразилия (7,1%), Франция (6,4%) и Бельгия (5%) – 2002.

Энергетика.

63,6% электроэнергии вырабатывается на ГЭС, 36,4% – на ТЭС, использующих в качестве топлива нефтепродукты. В 2003 завершено строительство первой очереди гидрокомплекса Капанда, прерванное из-за военных действий в 1990. Идет восстановление поврежденных электростанций.

Транспорт.

Транспортная система разрушена в результате длительной гражданской войны. Железнодорожная сеть (общая протяженность дорог – 2,76 тыс. км) и 76,63 тыс. км автодорог (2003) нуждаются в восстановлении и ремонте. Главные порты – Кабинда, Лобито, Луанда и Намиб. Торговый флот насчитывает 124 судна (2002). В 2003 в рамках программы НЕПАД («Новое партнерство для развития Африки») разработан план восстановления порта Лобито. Хорошо развита система авиатранспорта: в 2003 насчитывалось 244 аэропортов и взлетно-посадочных площадок (32 – с твердым покрытием). В 2003 начато восстановление аэропортов в Бие, Луанде, Лобито, Намибе и Уамбо. Грузопассажирские перевозки осуществляются как внутри страны, так и в государства Африки, Европы, Карибского бассейна и Южной Америки.

Перейти на страницу: 1 2

Публикации по географии >>>

Пищевая промышленность Хабаровского края
Актуальность темы исследования заключается, прежде всего, в том, что одной из приоритетных задач государственной политики во всех странах было и остается продовольственное обеспечение населения страны. Оно завис ...

Природа
Рельеф местности. Турция преимущественно горная страна, где мощные окраинные хребты окружают высокое внутреннее плоскогорье, узкие равнины занимают территорию на периферии. Выделяют 5 орографических областей. Причерн ...

Галерея

Демографические процессы

Демографические процессы представляют собой: рождаемость, продолжительность жизни, смертность, статистика абортов, детская смертность, самоубийства, миграция, интеллектуальная эмиграция из России.

>>>