Общая характеристика города Барнаула

Инженерно-геологические условия на территории города имеют свои специфические особенности. Водоупорные свойства суглинистых почв и речная эрозия создают условия для развития оползневых процессов на левом склоне Оби. Под антропогенным воздействием (утечка техногенных вод, пригрузка склонов) оползни активизируются и наносят значительный социально-экономический ущерб городу. Скорость разрушения склона составляет в среднем 0,6-5 м/год. В оползневой зоне функционирует более 20 крупных и средних предприятий, расположены сотни частных жилых домов.

Площадь земель города в пределах городской черты составляет 32,0 тыс.га (0,2% всей площади Алтайского края). По функциональному использованию распределение земель выглядит следующим образом: 9,6 га (29%) составляют земли сельскохозяйственного использования в пойме р.Обь; 8,0 га (25%) - земли жилой застройки, дачных и садоводческих объединений граждан, гаражей и погребов, организаций торговли и бытового обслуживания, учреждений образования и здравоохранения, промышленности, земли под административными и общественными объектами; 5,0 га (16%) земель занято лесами; 4,4 га (14%) - земли под обособленными водными объектами; 5,0 га (16%) - земли общего пользования и прочие земли поселений.

Зеленые насаждения общего пользования занимают площадь 193,0 га, обеспеченность ими составляет 3,2 м2/чел. Основные природно-территориальные комплексы естественного происхождения города представлены растительностью правобережных пойменных территорий р.Обь. В застроенной части города наибольшую ценность представляют крупные парки общегородского значения (78 га) и городские лесопарки (547 га). Протяженность городских лесов с севера на юг - 35 км, с запада на восток - 14 км. Рекреационные территории города используются населением для прогулочного отдыха, туризма, любительского промысла, пикникового отдыха.

Климат резко континентальный с умеренно суровой и малоснежной зимой и теплым летом. По количеству выпадающих атмосферных осадков Барнаул относится к зоне недостаточного увлажнения. Воздух сухой в течение всего года, а особенно весной и в начале лета. Ветровой режим характеризуется повышенными скоростями ветра, преобладают во все сезоны ветры юго-западного направления.

Экологическая обстановка в г.Барнауле оценивается как сложная. Основными источниками загрязнения воздушного бассейна являются объекты теплоэнергетики (ТЭЦ – 1,2,3, котельные), работающие на угле, автотранспорт, промышленные предприятия. Усугубляют ситуацию неблагоприятные метеорологические условия региона для рассеивания примесей, нерациональное размещение предприятий, жилых районов и магистралей, неудовлетворительное санитарное состояние многих дворовых территорий. Состояние водного бассейна также неудовлетворительное. Качество воды во всех реках, протекающих в черте города, оценивается 3-4 классом (очень загрязненная, грязная). Причины высокого загрязнения: недостаточные мощности городских канализационных очистных сооружений, сброс неочищенных промышленных стоков, недостаточна развитая система дождевой канализации, захламление русел малых рек.

По данным научно-производственного центра по сохранению историко-культурного наследия Алтайского края "Наследие" на 01.01.2006 на государственной охране в г.Барнауле находился 351 памятник истории, градостроительства и архитектуры, культуры XVIII-XX вв., из них 316 – местного значения, 27 – федерального.

Территориально-экономические условия

Барнаул является крупным транспортным узлом Сибири. Автомобильные магистрали города имеют выход на дороги федерального и территориального значения: проспект Красноармейский имеет выход к федеральной дороге "Чуйский тракт" (Новосибирск – Бийск – Ташанта – граница с Казахстаном); Павловский тракт связывает главные территориальные дороги (Барнаул – Камень-на-Оби – Новосибирск и Павловск – Ребриха – Буканское); Змеиногорский тракт (Барнаул – Рубцовск – граница с Казахстаном (г.Семипалатинск). Стратегически важная железнодорожная магистраль Новосибирск – Барнаул – Алма-Ата – Ташкент обеспечивает взаимодействие Сибири с Казахстаном и Средней Азией. Благодаря выгодному географическому положению Барнаульский транспортный узел имеет большие внутренний и внешний потенциалы развития по обеспечению потребностей не только города и края, но и всего региона.

Сегодня Барнаул – многофункциональный региональный центр, выполняющий административно-управленческие, промышленные, научно-образовательные, транспортно-рапределительные, торговые, сбытовые и другие функции. Здесь сконцентрированы значительные трудовые ресурсы – 27% трудоспособного населения края, на долю города приходится 29,4% краевого объема промышленного производства, высок уровень развития потребительского рынка (городской товарооборот составляет 53% краевого объема товарооборота).

Перейти на страницу: 1 2 

Публикации по географии >>>

Возрастание роли СПб как важнейшего транзитно- торгового узла Северо-Запада и сопутствующие экологические последствия
Санкт-Петербург в действительности является важнейшим городом Северо-Западного экономического района во многих промышленных и экономико-социальных отраслях. В качестве особенностей и отличий Санкт-Петербурга ...

Природные ресурсы как экономический фактор
Природные ресурсы являются самым древним производственным фактором. Этот ресурс дан нам природой «землёй-матерью» (отсюда сокращенное название этого фактора - «земля»). ...

Галерея

Демографические процессы

Демографические процессы представляют собой: рождаемость, продолжительность жизни, смертность, статистика абортов, детская смертность, самоубийства, миграция, интеллектуальная эмиграция из России.

>>>