Потребительский рынок товаров и услуг
Потребительский рынок города активно развивается, быстро реагируя на изменения уровня жизни населения и требования, предъявляемые потребителями. Строительство, реконструкция и модернизация объектов, новые формы обслуживания, гибкая ценовая политика максимально удовлетворяют потребности населения в бесперебойном обеспечении продовольственными и промышленными товарами, услугами предприятий общественного питания, бытового обслуживания.
Динамика экономических показателей свидетельствует о том, что потребительский рынок становится крупнейшей отраслью хозяйства города, обеспечивая самый высокий уровень темпов роста по сравнению с другими отраслями экономики и оказывает существенное влияние на развитие города, насыщение потребительского сектора товарами и услугами, на развитие рынка труда. Доля предприятий потребительского рынка в налоговых поступлениях в городе составляет более 25%.
2004-2006 гг. характеризуются открытием магазинов новых форматов, торговых центров, оснащенных новейшим оборудованием, с современным дизайном интерьеров и широким ассортиментом предлагаемых к продаже товаров. Дальнейшее развитие получили сетевой принцип организации торгового обслуживания, крупноформатные торговые предприятия (торговые центры, супермаркеты), магазины "шаговой доступности". За 2004 год открылось 4 торговых центра общей площадью более 10 тыс.м2, в 2005 году - 15 торговых центров общей площадью более 34 тыс.м2, в 2006 году – 10 торговых центров общей площадью более 46 тыс.м2.
В 2006 году количество розничных торговых сетей достигло 45. В их составе - 509 отделов и магазинов (в 2005 году - 12 сетей, 152 магазина, в 2004 – 10 сетей, 85 магазинов). Доля магазинов самообслуживания увеличилась за 3 года в 2 раза (с 11% в 2004 году до 20% в 2006 году). Увеличилась доля магазинов промышленной группы товаров с 47,5% в 2004 году до 51% в 2006 году. На 11% сократилось количество нестационарных торговых объектов с 1109 в 2004 году до 922 в 2006 году (таблица 1.28).
Таблица 1.28 Развитие розничной торговли
Наименование показателей |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
Оборот розничной торговли, млрд.рублей |
33,9 |
42,1 |
55,6 |
в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году |
114,1 |
112,5 |
120,0 |
Оборот розничной торговли на душу населения, тыс.рублей |
51,5 |
64,2 |
85,4 |
Количество стационарных магазинов, ед. |
1294 |
1348 |
1371 |
Торговая площадь, тыс.м2 |
220783 |
257190 |
292648 |
Обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей, м2 |
333,4 |
393,7 |
449,2 |
Анализ розничного товарооборота показывает:
- устойчивый ежегодный рост оборота предприятий торговли (с 2004 по 2006 годы в 1,56 раз в действующих ценах);
- увеличение доли товарооборота крупных и средних предприятий розничной торговли;
- устойчивое сокращение удельного веса продаж товаров на рынках города (с 17,5% в 2004 году до 15,9% в 2006 году) по данным статистики;
- увеличение объема продаж непродовольственных товаров в общем объеме товарооборота с 52,8% в 2004 году до 58,4% в 2006 году.
В 2006 году осуществляли свою деятельность 354 предприятия общественного питания на 14,5 тыс. посадочных мест.
За 2004-2006 гг. сеть предприятий общественного питания увеличилась на 6 тыс. посадочных мест (таблица 1.29). Активно развиваются предприятия форматов бизнес-класса, отличающиеся повышенными условиями комфортности и ориентацией на высокодоходные группы населения.
Таблица 1.29 Развитие общественного питания
Наименование показателей |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
Количество предприятий общественного питания, ед., в том числе: |
289 |
323 |
354 |
рестораны |
20 |
25 |
30 |
бары |
28 |
38 |
63 |
кафе |
123 |
135 |
139 |
закусочные |
101 |
98 |
84 |
столовые |
9 |
11 |
14 |
Оборот предприятий общественного питания, млн. рублей |
691 |
991 |
1478 |
в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году |
111,3 |
113,0 |
118,8 |
Оборот общественного питания в расчете на душу населения, тыс.рублей |
1,0 |
1,4 |
2,3 |
Публикации по географии >>>
Природные уникомы Урала
1. Ильменский хребет. Наибольшая высота 748метров, он уникален богатством
своих недр. Среди почти 200 находимых здесь различных минералов есть редкие и
редчайшие, не обнаруженные больше нигде в мире. Для их охраны е ...
Восточно-Сибирский экономический район
Понятие
«экономические районы» трактуется многими учеными по-разному. Но наиболее
правомерным представляется следующее определение: «Экономический район – это
хозяйственная территория, выделяющаяся внутри ...
Физическая география России

Россия расположена в северо-восточной части крупнейшего материка земного шара — Евразии и занимает около трети его территории (31,5%). >>>