Жилищное строительство в городе Челябинске

Рынок строительства в Челябинске принадлежит администрации. Так было при прежнем главе, при Юревиче изменился только перечень фирм, получающих землеотводы

Конец 80-х годов прошлого столетия. Стройкомплекс медленно деградирует, не обновлявшиеся годами производственные фонды ветшают. Стране необходимо все больше и больше жилья, и советское государство искусственно поддерживает цены на строительство на минимальном уровне. Дефицит рабочих рук в отрасли пытаются компенсировать за счет принудительного труда: привлечения условно осужденных и военных строителей. При таком положении качество работ остается низким, объекты вводятся в эксплуатацию с опозданием и недоделками, применение новых более дорогих и качественных материалов и технологий существенно сдерживается. Крупные строительные организации содержат большое число социальных объектов, что еще более угнетает их финансы.

Сейчас уже практически невозможно ответить на вопрос, как называлась первая частная строительная компания Челябинска. Процессы разгосударствления начались и шли практически одновременно, волнообразно охватывая почти все без исключения строительные тресты.

Строительный сектор тех лет не был столь пестрым по числу участников. Лицо отрасли определяли несколько крупнейших трестов. Челябинскгражданстрой возводил до 70 % жилья в городе, две трети жилого строительства в целом по области приходилось на долю Южуралстроя. Трест № 42 и Челябметаллургстрой строили крупнейшие промышленные предприятия города и возводили квартиры для их работников, меньшую долю на рынке занимал Челябтракторострой. Кроме общестроительных существовало также несколько специализированных трестов: Союзлифтмонтаж, Южуралсантехмонтаж, Строймеханизация.

Сегодняшним директорам крупных строительных компаний не сравниться по уровню власти и влияния с руководителями советских строительных трестов. Секретари райкомов и горкомов партии часами сидели у них в приемной. Не связанные обязательствами самостоятельно искать себе заказчиков строительных объектов, эти люди составляли особую касту советской номенклатуры.

Большая часть существующих ныне на рынке и пришедших за полтора десятилетия реформ частных строительных предприятий Челябинска выделилась в период приватизации из числа вышеупомянутых трестов. Сами же гиганты советского строительного комплекса, вероятно, за единичным исключением вымерли подобно мамонтам, не сумевшим адаптироваться к Ледниковому периоду. Подавляющее большинство входивших в строительные объединения проектных институтов были перепрофилированы в коммерческую недвижимость. Конечно, вывески Челябгражданстроя, Южуралстроя можно и сегодня обнаружить при входе в офисные здания. Но за ними лишь скромные осколки былой мощи.

Схема, по которой шла приватизация в строительстве, была общей для всех. На первом этапе строительные управления и заводы получали частичную самостоятельность вместе со статусом народного арендного предприятия. Параллельно проходило акционирование трестов.

Строительные тресты дробились на десятки структур. Федеральное ведомство по приватизации во главе с Анатолием Чубайсом издало распоряжение, согласно которому подразделения строительных трестов численностью более 200 человек имели право на самостоятельную жизнь.

По уточненным статистическим данным, в 2007 году Челябинск построил более 632 тыс. кв. метров жилья — абсолютный рекорд за всю свою историю. Из них примерно 165 тыс. кв. метров индивидуального жилья, что в 2,2 раза превышает аналогичный показатель 2006 года. Общий объем финансирования в жилищное строительство составил 5 млрд. руб. Одним из приоритетных направлений ближайших лет в Челябинске становится застройка городских поселков. Появление больших жилых микрорайонов сделает эти территории инвестиционно привлекательными. Например, сейчас масштабно застраивается поселок Чурилово: к новостройкам будет проложена хорошая дорога, появятся новые детские сады, школа, поликлиника, торговые и досуговые объекты. Мы стремимся к тому, чтобы не допускать градостроительных ошибок, которые могут привести к транспортному коллапсу в городе. Если застраивать и уплотнять центр, то дорожно-транспортная инфраструктура с этим не справится, и потом десятки лет уйдут на работу над ошибками. Новые деловые, культурные и спортивные объекты должны строиться в первую очередь в отдаленных от центра районах. Серьезным препятствием на пути реализации в Челябинске национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» стало обращение в суд Южно-Уральского научно-исследовательского института плодоовощеводства и картофелеводства. Они требуют признать незаконными права города на земельный участок, расположенный в северо-западном направлении Челябинска. Строительство здесь идет уже на протяжении 30 лет, давно сданы и заселены крупные жилые микрорайоны, построены Западная насосная станция и Каширинская электроподстация, проложены водоводы и другие капитальные сети, строится спортивный комплекс с современной ледовой ареной и федеральный кардиоцентр. Земельный участок имеет необходимое инженерное обеспечение для дальнейшего строительства жилья, предусмотренного на этой территории Генпланом. В 2006 году, после обращения ЮУННИПОК в суд, земля признана «спорной» и строительство нового жилья на ней практически «заморожено». Между тем, уже в прошлом году город мог сдать и 700 тыс. кв. метров жилья, а, следовательно, стоимость квадратного метра могла быть снижена примерно на 20%. Теперь на эту серьезную проблему обращено внимание федеральных властей. На недавнем совещании по реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» в Уральском федеральном округе Первый вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Медведев дал поручение передавать подобные земельные участки, которые целесообразно использовать под жилищное строительство, в собственность муниципалитетов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 

Публикации по географии >>>

Роль транспорта в организации экономического пространства России
Россия - это, прежде всего, огромное пространство, требующее наличия достаточного количества транспортных коммуникаций, чтобы связывать это пространство, не давать ему превращаться в некую аморфную массу, лишенн ...

Пищевая промышленность Хабаровского края
Актуальность темы исследования заключается, прежде всего, в том, что одной из приоритетных задач государственной политики во всех странах было и остается продовольственное обеспечение населения страны. Оно завис ...

Галерея

Демографические процессы

Демографические процессы представляют собой: рождаемость, продолжительность жизни, смертность, статистика абортов, детская смертность, самоубийства, миграция, интеллектуальная эмиграция из России.

>>>