Концепция СЭЗ “Янтарь”

В бывшем СССР свободные зоны рассматривались как очаги рыночной экономики, чей опыт должен был бы распространяться по стране, и как способ получить дополнительные права в управлении хозяйством для региональных органов власти. Географическое положение Калининградской области способствовало тому, что она стала рассматриваться в качестве потенциально перспективной для организации подобной зоны.

Идея создания СЭЗ в Калининградской области получила дополнительную поддержку благодаря публикациям в российской прессе члена наблюдательного совета “Дойче банка” (ФРГ) В. Кристианса, предложившего создать так называемую “Калининградскую промышленную зону” с особыми инвестиционными и налоговыми льготами для фирм ФРГ и, на более позднем этапе, других государств.

Сам В. Кристианс утверждает, что он еще в начале 1988 г. предложил советскому правительству в качестве далеко идущего российско-немецкого совместного предприятия организовать особую промышленную зону “К” (и “Калининград”, и “Кенигсберг”) с налоговыми и инвестиционными привилегиями.

Разработка идеи СЭЗ, зародившаяся в недрах концепции экономической самостоятельности Калининградской области как одно из ее звеньев, постепенно стала рассматриваться как стратегическое направление развития региона. Облисполкомом была подготовлена записка в вышестоящие органы о целесообразности создания в области особой экономической зоны. Соответствующая поддержка этому в Верховном Совете РСФСР была оказана народным депутатом Ю.С. Маточкиным (в 1991-1996 гг. - глава администрации Калининградской области). Он возглавил и разработку концепции свободной зоны. В итоге 14 июля 1990 г. Верховный Совет РСФСР объявил Калининградскую область (наряду с пятью другими регионами Российской Федерации) зоной свободного предпринимательства (ЗСП).

Основная идея концепции ЗСП заключалась в получении всей областью режима СЭЗ с таможенными льготами (отменой всех видов сборов), льготами по налогообложению совместных и иностранных предприятий, свободным вывозом прибыли для иностранных инвесторов, централизованным финансированием (или налоговым кредитом) для развития зональной инфраструктуры.

Несколько переработанная концепция ЗСП, переименованной в СЭЗ, послужила основой документов, направленных в федеральные органы власти. И уже 3.06.1991 г. Председателем Верховного Совета РСФСР было издано распоряжение “О хозяйственном статусе свободной экономической зоны в Калининградской области”. А Постановление Совета Министров РСФСР от 25.09.1991 г. № 497 утвердило “Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ “Янтарь”)”.

В дальнейшем в областной администрации идея СЭЗ “Янтарь” концептуально не менялась, хотя делались попытки ее конкретизации и доведения до уровня бизнес-плана. Специально созданным администрацией области комитетом по развитию СЭЗ “Янтарь” проводилась работа по рекламе свободной экономической зоны и обоснованию конкретных проектов. К настоящему времени собрано более 100 проектов и предложений от различных предприятий по инвестированию и созданию совместных предприятий. А общее число совместных и иностранных предприятий, зарегистрированных на территории области, превысило 1100. В то же время большинство отраслей хозяйства испытывает серьезные трудности, не выдерживая конкуренции с зарубежными производителями аналогичной продукции на внутриобластном рынке.

Многие трудности и проблемы СЭЗ “Янтарь” обусловлены не только несовершенством ее замысла и воплощения, но и тем, что на протяжении длительного времени положение о зоне полностью или частично игнорировалось различными ведомствами (Государственным таможенным комитетом, Минэкономики, Министерством внешнеэкономических связей, налоговой инспекцией и т.п.). В рамках начавшихся в январе 1992 г. экономических реформ вообще не предусматривалось каких-либо льгот для территорий, объявленных ранее СЭЗ. Для того, чтобы ранее предоставленный области налоговый и таможенный режимы начали хоть как-то работать потребовалось три Указа Президента Российской Федерации (июнь и декабрь 1992 г., декабрь 1993 г.) и два Постановления Правительства РФ (август 1992 г. и май 1994 г.).

Однако Указ Президента РФ от 06.03.1995 г. № 244 об отмене таможенных льгот вновь изъял из механизма СЭЗ ее важнейший инструмент. Он вызвал негативную реакцию администрации области и предпринимателей, рассчитывавших на беспошлинный ввоз и вывоз товаров. Несмотря на предполагаемое возмещение области 75% таможенных сборов, СЭЗ “Янтарь” оказалась в критическом положении. Дело не в объеме изымаемых и возвращаемых средств, а в том, что из “зонального” механизма изъяли важнейшее звено, что поставило под угрозу всю конструкцию.

Перейти на страницу: 1 2

Публикации по географии >>>

Талакан чёрное золото Якутии - развитие производственной и социальной инфраструктуры удаленного региона
Область использования кейса: Кейс предназначен для студентов обучающихся по специальности «Менеджмент» и находит практическое использование в следующих дисциплинах: «Управленческие решения», «Экономика промышл ...

Полезные ископаемые Уральских гор
Среди природных ресурсов Урала видная роль принадлежит, безусловно, богатствам его недр. Важнейшее значение среди полезных ископаемых имеют месторождения рудного сырья, однако многие из них открыты давно и длительно экс ...

Галерея

Демографические процессы

Демографические процессы представляют собой: рождаемость, продолжительность жизни, смертность, статистика абортов, детская смертность, самоубийства, миграция, интеллектуальная эмиграция из России.

>>>