Калининградская область и ее соседи

В силу геополитического положения Калининградской области отношения с соседними государствами имеют для нее особое значение.

Отношения Калининградской области с Литовской Республикой долгое время складывались непросто. Оказались фактически разорванными, в ущерб обеим сторонам, традиционные экономические связи. Так, в 1994 г. на долю Литвы приходилось всего 5,0% экспорта и 9,0% импорта Калининградской области. Нарушились связи между предприятиями, литовские крестьяне уступили калининградский рынок сельскохозяйственной продукции польским, немецким и скандинавским конкурентам. Во многом причина заключалась в том, что в экономику вмешалась политика. Свою лепту внесли правые политики Балтийских стран, чья конфронтационная линия по отношению к Москве нередко носила иррационально-вызывающий характер. Очевидно, что и Москва, сосредоточившись на развитии отношений с Западом, особенно с США, сначала не придавала должного значения развитию отношений с независимыми государствами Балтии (в частности, защите интересов русских в этих странах), а потом не всегда адекватно реагировала на ситуацию.

Можно выделить три тенденции, господствующие в Литве при оценке будущего развития Калининградской области (соответственно основным политическим силам Литовской Республики). Во-первых, развитие все большей хозяйственной и политической самостоятельности области вплоть до образования четвертой “балтийской республики” (движение Центра во главе с Р. Озоласом). Во-вторых, самая большая группа политиков (включая нынешнее руководство Литвы во главе с А. Бразаускасом) считает, что изменение статуса Калининградской области возможно только в согласии с Россией. Поскольку это, по их мнению, в обозримом будущем не соответствует целям России, существенное изменение статуса невозможно. В-третьих, маловлиятельная небольшая группа (“радикальные правые” - союз “Молодая Литва” и др.) требует присоединения Калининградской области (мирными средствами) к Литве.

На положении Калининградской области во многом сказывается общее состояние отношений Российской Федерации и Литовской Республики. Официальный Вильнюс никогда не предъявлял территориальных притязаний на Калининградскую область, но литовская оппозиция продолжает поднимать вопрос о демилитаризации и “деколонизации” области. Малая (или прусская) Литва рассматривается как часть всей Литвы, лишь временно отданная под управление СССР. Такого рода взгляды находили свое выражение и в недружественных актах, подобных резолюции Балтийской ассамблеи “О демилитаризации Калининградской области и ее дальнейшем развитии” (13 ноября 1994 г.) и др., которые вызывали резкую ответную реакцию со стороны российского МИДа, органов власти Калининградской области и общественности.

Следует учитывать, что такого рода акты и заявления являлись продуктом местных “политических игр”. Литовская оппозиция, в частности, стремилась поссорить нынешнее литовское руководство с российским, чтобы воспользоваться последствиями возможного ухудшения экономических и политических отношений между двумя странами. В этом смысле Калининградская область и связанные с ней проблемы заняли у литовских правых “вакантное” место российских войск, выведенных из республики к 31 августа 1993 г. С другой стороны, резолюции имели и “экспортную” направленность, призванную подчеркнуть, что перед лицом “калининградской угрозы” (а беря шире - “российской”) страны Балтии нуждаются в срочной интеграции в западные экономические и оборонительные структуры, прежде всего в ЕС и НАТО.

Из экономических проблем наиболее болезненная для Калининградской области - транзит. В июле 1993 г. Литва ввела в действие ряд ограничений, препятствующих автомобильному провозу транзитных российских грузов на территорию Калининградской области. Среди них принудительное полицейское сопровождение грузов (за счет проезжающих), транзитный залог и т.д. Залог в определенных случаях достигает 10 тыс. долларов, или 70% стоимости перевозимых грузов. С 1 июля 1994 г. литовские железные дороги ввели жесткий порядок взимания так называемых провозных платежей. При этом российским экспортерам надо платить за транзит тонны груза до Калининграда (расстояние по литовской территории 232 км) 8 швейцарских франков и только 2,67 франка за транспортировку той же самой тонны груза до порта Клайпеда (расстояние - 432 км).

В итоге Калининградский порт за счет перераспределения грузов в пользу портов стран Балтии несет серьезные убытки. В настоящее время ведутся переговоры рабочих групп экспертов Калининградской области и Литовской Республики, идет поиск компромиссных вариантов.

Если вопросы гражданского транзита более или менее успешно решаются, то проблема военного транзита долго оставалась открытой. Сами по себе военные перевозки в область и из области невелики - военные грузы России составляют лишь 1% от объема грузопотока, идущего через Литву. При этом собственно военный транзит (военнослужащие, техника и оружие) составляет лишь долю процента, остальное - предметы снабжения войск. Но вопрос приобрел отчетливо выраженную политическую окраску. Литовская оппозиция утверждала, что военный транзит - это “новая волна русской экспансии в Литве”, “втягивание Литвы в постсоветские структуры СНГ”. Тем не менее в начале 1995 г. правительство Литвы продлило до 31 декабря 1995 г. существовавший ранее порядок перевозки военных и опасных грузов (утвержден соглашением правительства Литвы и России от 18 ноября 1993 г.). С тех пор этот порядок транзита регулярно продлевается на следующий год. В ответ Россия уведомила Литву, что вступил в силу договор между правительствами Литвы и РФ о торговых и экономических отношениях, подписанный премьерами двух стран в Вильнюсе 18 ноября 1993 г., и, следовательно, для Литвы начал действовать режим наибольшего благоприятствования в торговле.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Публикации по географии >>>

Международное разделение труда и экономическое единство мира в ХХ веке
Наша страна переживает сложный момент своей истории. Социалистический путь развития, которым шла страна в течение семи десятилетий, несмотря на определённые успехи, оказался в целом недостаточно эффективен. Из-з ...

Восточно-Сибирский экономический район
Понятие «экономические районы» трактуется многими учеными по-разному. Но наиболее правомерным представляется следующее определение: «Экономический район – это хозяйственная территория, выделяющаяся внутри ...

Галерея

Демографические процессы

Демографические процессы представляют собой: рождаемость, продолжительность жизни, смертность, статистика абортов, детская смертность, самоубийства, миграция, интеллектуальная эмиграция из России.

>>>