Калининградская область и ее соседи

Серьезной проблемой, сдерживающей дальнейший рост связей с Северными странами, является визовая проблема. Для того чтобы поехать в одну из северных стран (при этом воспользоваться коротким и удобным авиа- или паромным сообщением на Копенгаген, Карлскруну или Мальмё), надо ехать за визой в Москву. Поэтому администрацией области поставлен вопрос перед МИДом РФ с просьбой оказать помощь в открытии консульского учреждения одной из северных стран в Калининграде, которое могло бы выдавать россиянам визы.

В развитии взаимных отношений важную роль играют и другие организационные вопросы. Так, сотрудничество выиграло бы значительно, если бы в Калининграде было также организовано Информационное бюро Северных стран, какое уже создано в 1992 г. в Вильнюсе, Риге, Таллине, а в 1995 г. в Санкт-Петербурге.

Тем не менее уже сейчас сотрудничество Калининградской области с Северными странами развивается все активнее, в особенности со Швецией и Данией.

Серьезным толчком к расширению сотрудничества со Швецией стал визит в мае 1994 г. в Калининград министра иностранных дел Швеции г-жи М. аф Угглас. Это был первый визит главы иностранного внешнеполитического ведомства в Калининградскую область.

В Калининградской области организовано 11 российско-шведских предприятий. В частности, шведам принадлежат почти все акции бывшего автогенного завода, и теперь АГА-КАЗ (АГА - шведский концерн) обеспечивает кислородом, ацетиленом, аргоном предприятия области и осуществляет поставки в Литву, Латвию, Белоруссию. Ведется строительство нового ацетиленового цеха. С 1993 г. инвестиции в предприятие составили 2,1 млн. долларов США.

Помочь шведам выйти на наш рынок призван действующий в Калининграде Балт-бизнес - центр “Швеция-Калининград”, являющийся одним из подразделений Балт-бизнес - центра в Карлскруне.

Еще более важно, что со второй половины 1994 г. шведские государственные и коммерческие структуры стали осуществлять конкретные проекты сотрудничества в различных сферах. Прежде всего шведские партнеры заинтересованы в реализации проектов, связанных с вовлечением российской анклавной территории в региональную экономику, использованием ее уникального положения для устойчивых связей с Россией. Речь, прежде всего, идет о проекте ЮНИДО по реструктуризации экономики области, на который Швеция выделила на первом этапе 70 процентов от всей суммы средств. Работа экспертов, в том числе шведских, по первой фазе проекта ЮНИДО завершена в декабре 1995 г. В октябре 1996 г. начал осуществляться следующий этап этого проекта, он финансируется Швецией, Норвегией, Данией и Финляндией.

Большое значение для будущего десяти стран бассейна Балтийского моря, в том числе Северо-Запада России, имеет инициированный в 1992 г. шведской стороной проект “Видение и стратегия развития Балтийского региона - 2010” (ВАСАБ-2010). Калининградские эксперты активно участвовали в деятельности рабочих органов этого проекта, а также в последних министерских конференциях в Гданьске и Таллинне, вносили существенные коррективы в результирующие материалы, подготовленные западными специалистами.

Следует также отметить, что Швеция - единственная страна, кроме Германии, оказывающая Калининграду гуманитарную помощь. По инициативе известного предпринимателя Мальте Польссона в 1994 г. была дважды организована поставка в область специального оборудования для интернатов престарелых.

К числу наиболее значимых для области проектов, осуществляемых шведами, относятся проекты управления водным хозяйством Вислинского залива, перевод котельных в Черняховске и Полесске с мазута на экологически чистое топливо - отходы деревопереработки, утилизация органических удобрений.

Не менее важными представляются связи между шведскими и калининградскими учебными заведениями. В 1995 г. подписаны двусторонние договоры о сотрудничестве КГУ с Лундским университетом и шведским Балтийским институтом (Карлскруна), для студентов отделения английской филологии КГУ начато преподавание шведского языка.

Дания продолжает занимать одно их видных мест во внешних связях области, хотя объем датских инвестиций и число совместных российско-датских предприятий в Калининградской области не столь значительны. При этом помимо двух российско-датских совместных предприятий, зарегистрированных в Калининграде, действует еще несколько зарегистрированных в Дании.

С октября 1993 г. открыто прямое авиасообщение Калининград-Копенгаген, выполняемое самолетами скандинавской авиакомпании SAS четыре раза в неделю. С помощью SAS намечено строительство международного аэропорта в Храброво.

Датской стороной выделено около 50 тыс. долларов США на первую стадию проекта ЮНИДО. Консалтинговые фирмы Дании активно ищут пути для участия в бизнес-планах и технико-экономических исследованиях предприятий области, используя возможности как своих государственных фондов, так и финансовых институтов ЕС.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Публикации по географии >>>

Украинское Полесье
Широкая (почти стокилометровая) полоса Украинского Полесья занимает северную часть страны. Она вытянулась от северо-западных до северо-восточных рубежей Украины в пределах значительной по площади Полесской низме ...

Столичный экономический район Украины
Столичный район (Киевская, Житомирская и Черниговская области) занимает второе место в стране по площади, а по количеству населения (6,9 млн. человек) уступает лишь Причерноморскому. Здесь сосредоточены значитель ...

Галерея

Демографические процессы

Демографические процессы представляют собой: рождаемость, продолжительность жизни, смертность, статистика абортов, детская смертность, самоубийства, миграция, интеллектуальная эмиграция из России.

>>>