Калининградская область: предвидимое будущее

В последнее время внимание центральных органов власти к Калининградской области усилилось. Свидетельством этого является принятие Закона “Об особой экономической зоне в Калининградской области”. В первой половине 1996 г. была создана правительственная комиссия по обеспечению жизнедеятельности Калининградской области (под председательством вице-премьера А.А.Большакова). На этой комиссии обсуждаются предложения по проведению активной региональной политики, отвечающей интересам Российской Федерации и Калининградской области как ее части. 22-23 июня 1996 г. область посетил Президент РФ Б.Н.Ельцин. Он отметил, что Калининградская область является западными воротами России и что ей впредь должно быть уделено больше внимания, заботы, поддержки. Президент говорил о необходимости ускоренного строительства нового порта в Балтийске и наращивании мощностей действующих калининградских портов. Были даны конкретные поручения по первоочередным мерам развития нашего региона.

Говоря о развитии Калининградской области как открытого региона России, следует коснуться еще одного вопроса - это внешнеэкономические приоритеты. Отметим, прежде всего, необходимость активного и конструктивного участия Калининградской области (наряду с Санкт-Петербургом, Ленинградской, Новгородской, Псковской и Мурманской областями, Карелией) в экономическом взаимодействии стран Балтийского региона. Определенные шаги в этом направлении уже делаются. Калининград участвует в регулярно проводимых конференциях министров транспорта стран Балтийского региона (весной 1994 г. одна из таких конференций проводилась в Калининграде), входит в Союз балтийских городов. Представители области участвуют в работе Совета государств Балтийского моря. В рамках регионального сотрудничества прорабатывается ряд совместных проектов, прежде всего в области инфраструктуры. Речь идет об автомагистрали “Виа Ганзеатика” - “Ганзейская дорога” (Санкт-Петербург - Тарту - Рига - Шяуляй - Калининград - Гданьск - Щецин - Любек), развитии железнодорожных линий Калининград -Каунас - Вильнюс - Минск и Берлин - Щецин - Гданьск - Калининград - Каунас - Вильнюс - Минск, развитии портового комплекса, аэропорта и системы телекоммуникаций. Предполагается расширить приграничное сотрудничество с определенными регионами Польши.

Еще раз напомним о маршруте “в обход Литвы”, через северо-восточную часть Польши и далее по территории Белоруссии, который активно обсуждается в научных кругах и администрации области(рис. 3.5.1). Первым шагом к его реализации стало открытие в 1994 г. пограничного перехода Гусев - Голдап, который в ближайшей перспективе станет международным. Определенные преимущества с развитием этого транспортного (автомобильного, а возможно, и железнодорожного) маршрута могла бы получить и Белоруссия, поскольку тем самым улучшается необходимая ей связь с ближайшим морским портом Калининград. Стимул к экономическому росту получило бы и периферийное польское Сувалкское воеводство. Польская сторона, однако, как уже говорилось, выступает за то, чтобы транзит осуществлялся по уже существующим модернизированным дорогам и возражает против строительства новых магистралей (в первую очередь из экологических соображений).

Другое важное направление внешних связей области - развитие отношений с ЕС. Это тем более важно, что в начале следующего века, после вероятного вступления в ЕС Польши и стран Балтии, область окажется анклавом внутри Союза. Думается, что вовлечение области как части России в европейские структуры будет способствовать развитию отношений с ЕС и всей России, послужит диверсификации внешних связей области и предотвратит ее чрезмерное “замыкание” на Польше или Германии. При этом развитие отношений с ЕС не имеет ничего общего с идеей установления над областью кондоминиума этой организации. В октябре 1993 г. на заседании Комитета по международным делам и безопасности Европарламента Калининградская область была названа приоритетным регионом в оказании технической помощи. В Калининграде открыто представительство программы ТАЦИС (TACIS), осуществляемой ЕС. Уже принято решение о финансировании по этой программе шести проектов. Пока объемы зарубежных инвестиций определить трудно, но уже выделено около 8 млн. ЭКЮ на содействие Калининградской области в структурном развитии СЭЗ, создание Центров поддержки для предприятий Калининграда, развитие образовательного и исследовательского потенциала Калининградского государственного университета в области менеджмента, техническую поддержку рыбопромышленного комплекса, консультации и обоснование проекта в области энергообеспечения Калининградской области, проработку транспортных аспектов Калининградской СЭЗ. ЕС проявляет интерес к развитию идущих через Калининградскую область транзитных транспортных коридоров. Напомним, что согласно Критской концепции развития трансевропейских транспортных коридоров, одобренной министрами транспорта стран Европы в декабре 1994 г., через наш регион будут проходить два таких транзитных коридора: Рига - Калининград - Гданьск и Минск - Вильнюс - Калининград.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации по географии >>>

Столичный экономический район Украины
Столичный район (Киевская, Житомирская и Черниговская области) занимает второе место в стране по площади, а по количеству населения (6,9 млн. человек) уступает лишь Причерноморскому. Здесь сосредоточены значитель ...

Туристско–краеведческая характеристика республики Северная Осетия
Республика Северная Осетия является субъектом РФ, часть Южного федерального округа. Кроме того, она входит в состав Северо-Кавказского экономического района. Республика Северная Осетия расположена на предгорья ...

Галерея

Демографические процессы

Демографические процессы представляют собой: рождаемость, продолжительность жизни, смертность, статистика абортов, детская смертность, самоубийства, миграция, интеллектуальная эмиграция из России.

>>>