Калининградская область: предвидимое будущее

Ряд проектов будет кредитоваться на льготных условиях Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), 51% первоначального капитала которого принадлежит странам ЕС. Речь идет о реконструкции аэропорта Храброво и строительстве автострады Калининград - Эльблонг. В более отдаленном будущем возможно участие ЕБРР в реконструкции Калининградского морского торгового порта.

Таким образом, представляется, что Калининградская область сможет существовать далее только в условиях взаимодействия интересов региона, России в целом и зарубежных партнеров, оптимального сочетания самостоятельности области с сохранением ее в политическом и экономическом пространстве РФ, разумного баланса между государственным регулированием регионального развития и свободной самоорганизацией общества. Каков этот оптимум - еще предстоит определить и в области, и в Москве.

Что касается военной роли Калининградской области как “западного форпоста России”, то многое зависит от общей политической обстановки в Европе и в особенности на Балтике. Трудно понять столь массированное давление на Российскую Федерацию в этом вопросе, когда все более широко обсуждаются проекты расширения НАТО без российского участия и не предлагаются никакие варианты общеполитического и военного урегулирования в Балтийском регионе, словно войска располагаются только в Калининграде. И это при том, что их численность значительно сокращается.

Увязывание вопроса демилитаризации региона или сильного уменьшения российского военного присутствия здесь с возможной помощью области со стороны ЕС создает впечатление, что оптимальные решения по экономическому развитию региона выгодны лишь российской стороне. Вероятно, в этом все-таки заинтересованы обе стороны. Поэтому следовало бы разделить эти две проблемы - военно-политическую и экономическую.

Области своим геополитическим положением предопределено стать “мостом” между Россией и другими европейскими государствами, которые отнюдь не жаждут оторвать регион от России в экономическом плане. Более того, за рубежом отмечается, что Калининград должен быть интегрирован в российскую экономику, если он хочет привлечь иностранных инвесторов. Потеряв связи с остальной Россией, Калининград утрачивает свой главный козырь, позволяющий конкурировать на равных с Польшей и Балтийскими государствами. Наиболее реалистичным, следовательно, является сценарий развития области как открытого экономического региона (например, ОЭЗ) с необходимым российским военным присутствием, как субъекта Российской Федерации, законодательно наделенного ею дополнительными полномочиями.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 

Публикации по географии >>>

Социально-экономическое совершенствование Гамбии
Республика Гамбия — государство в Западной Африке, бывшая колония Британской империи, занимает территорию по обоим берегам реки Гамбия, вытянутую в широтном направлении в глубь материка на 350 км. Гамбия являетс ...

Мировая урбанизация на пороге XXI века
На протяжении десятилетий урбанизация в нашей стране сначала просто не признавалась как один из важных процессов формирования человека, среды и общества, а затем в 70-80-х гг., рассматривалась прежде всего в рам ...

Галерея

Демографические процессы

Демографические процессы представляют собой: рождаемость, продолжительность жизни, смертность, статистика абортов, детская смертность, самоубийства, миграция, интеллектуальная эмиграция из России.

>>>