Развитие представлений об эстетике природы

Наиболее ранние теоретические разработки относительно эстетики природы относятся к античному времени. Учения носили чаще материалистический характер. Например, пифагорейцы в VI-IV вв. до н.э. считали, что мир и его красота следуют законам геометрии. Гераклит (544–483 гг. до н.э.) понимал гармонию как результат синтеза и взаимного дополнения противоположностей. Начиная с Сократа (469-399 гг. до н.э.) античная философия, носящая антропоцентрический характер, обращается к изучению человека как субъекта эмоционального и рационального постижения действительности. Платон (428-348 гг. до н.э.) утверждал, что прекрасное объективно, являясь материальным воплощением абсолютного духа.

Ученик Платона, Аристотель (384-322 гг. до н.э.), считал прекрасное свойством самих вещей. Аристотель основал принцип соразмерности человека и предметов, которые он принимает за красивые, т.е. человек понимался как мера всех вещей. Кроме этого он разработал принцип, основанный на теории мимезиса (подражания), различающий объект, предмет, материал, способ и цель подражания. Этим единым принципом он объяснял и эстетические категории, и природу искусства, и его виды и жанры. Так, всякое искусство – это подражание многообразным явлениям действительности (объект подражания) [7, с.17].

В средневековье природа признавалась как творение Бога, а Бог – как явление красоты, добра и истины. Крупный представитель западного христианства Августин Аврелий (Блаженный) (354-430 гг.) оставил богатое богословное наследие, в том числе труды по эстетике. Безусловным критерием красоты он признавал природную целостность со свойственными ей гармонией и иерархичностью составляющих элементов. Выдвигалась идея о соподчиненности сверху вниз таких природных образований, как человек – животное – растения – неживая природа, причем данная система ставилась в связь с этапами творения мира, описанными в «Библии».

В эпоху Возрождения (XIV-XVI века) произошел возврат к некоторым античным идеям: человек вновь был признан как мера вещей, развивался культ человека, его разума, воли и красоты. В это время широко развивается живописное искусство, в котором происходит постепенное становление роли природного ландшафта, вплоть до образования пейзажного жанра. В это время в искусствоведении был введен термин «ландшафт».

В это время особенно яркое выражение приобретает рукотворное преобразование ландшафтов, в т.ч. декоративное садоводство. Таким образом, главная идея эпохи Возрождения – это совместное творческая работа с природой, а не пассивное ее созерцание.

Эпоха Просвещения (XVII-XVIII века) называется расцветом западноевропейской пейзажной живописи. Художественное видение природы способствует формированию эстетических представлений о различных параметрах пейзажа (композиция, колорит, динамизм и т.д.). Впоследствии они оказали существенное влияние на развитие ландшафтной эстетики.

Далее наступает время философского осмысления, наиболее важным проявлением которого можно назвать философию И.Канта. Он отказался от идеи антропоцентризма, считая человека лишь частным воплощением всемирного порядка и гармонии. При этом красота признавалась как явление не зависящее от познавательного процесса, но требующее некоторого уровня культуры у субъекта восприятия. Природа признавалась как неиссякаемый источник эмоционального богатства, физического и духовного здоровья человека.

Другим важнейшим философом этого времени, занимавшийся вопросами эстетики, является Фридрих Гегель. В отличии от И.Канта, он считал, что природа не может наделяться красотой без человека (субъекта восприятия). Иными словами, Кант признавал красоту в природе как имманентное явление, а Гегель – как субъективное, порожденное человеком.

Перейти на страницу: 1 2

Публикации по географии >>>

Социально-экономическое совершенствование Италии
Италия — высокоразвитая индустриально-аграрная страна. Преимущественно индустриальный и высокоразвитый север и бедный, аграрный юг. Валовой национальный продукт на душу населения 28300 долларов в год. Ведущие от ...

Ф. Магеллан. Первое кругосветное путешествие
В течение XV столетия пиренейские державы — Испания и Португалия — выходят на путь широкой заморской экспансии. В обеих странах особенности их внутреннего развития и географического положения определили необходи ...

Галерея

Демографические процессы

Демографические процессы представляют собой: рождаемость, продолжительность жизни, смертность, статистика абортов, детская смертность, самоубийства, миграция, интеллектуальная эмиграция из России.

>>>