Общая схема эстетического постижения действительности

Наглядно-образное – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – установление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно–действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе, отражает общие связи и отношения, оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нем играют вспомогательную роль.

Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей они могут быть в одинаковой мере развиты, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает какой-то один вид мышления.

Установочный этап. Параллельно второму этапу мозг обращается к памяти в попытке совместить информацию с уже приобретенным опытом (рецептивной установкой). Обычно этот этап слабо осознается человеком. Например, увидев огонь, человек обычно не вспоминает конкретный случай своего неправильного обращения с ним. Однако неосознанно он уже понимает, что, прикоснувшись к пламени, может обжечь себе кожу. Благодаря этому процессу работают также различные инстинкты и архетипы. Их наработка формируется как на генном уровне, так и вследствие личного жизненного опыта.

Поэтому выделяют три вида рецептивных установок: историческая (принадлежность к эпохе и своему жизненному опыту), групповая (принадлежность к рецептивной группе) и индивидуальная (индивидуальность восприятия и жизненного опыта) [по 7, с.22]. «Этими характеристиками определяется не только смысл, но и сам онтологический статус предмета восприятия (его социальное положение, рейтинг, бытие в обществе и т.д.)» [по 7, с.22].

Результирующий этап. После внешнего познания предмета восприятия и соотношения полученной информации с рецептивной установкой, возникает необходимость сделать вывод, т.е. оперировать своим отношением к данному явлению. Многие аспекты данного этапа остаются в области бессознательного.

Приведем следующий пример. Человек увидел в лесу стаю волков. Мозг получает чувственную информацию о данном предмете восприятия (внешний вид, издаваемый звук, возможно, запах). Благодаря процессу мышления мозг обращается к памяти и обнаруживает связь с уже заложенной там установкой. Мозг делает вывод о надвигающейся опасности. В этом случае мозг заставляет организм человека вырабатывать адреналин и совершать поспешные действия, направленные на ликвидацию опасности (например, убежать от нее).

Таким образом, работает сложный механизм, образованный за тысячелетия существования человечества. Благодаря этому механизму в области бессознательного сформировались древние инстинкты, позволяющие человеку автоматически реагировать (относиться) на различные внешние явления. В дальнейшем в этой работе эстетическое освоение объясняется как одно из проявлений данного механизма.

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации по географии >>>

Стамбул переплетение культур
Стамбул – уникальный город, современный мегаполис с многовековой историей. Две эпохи, христианская и мусульманская, оставили свой след в облике Стамбула. В своей двухтысячелетней истории город был столицей трёх ...

Угольная промышленность Украины
Угольная промышленность Украины, обеспечивающая добычу и первичную переработку каменного и бурого угля, является одной из основных отраслей топливной промышленности. Каменноугольные месторождения сосредоточены на ...

Галерея

Демографические процессы

Демографические процессы представляют собой: рождаемость, продолжительность жизни, смертность, статистика абортов, детская смертность, самоубийства, миграция, интеллектуальная эмиграция из России.

>>>