Общая схема эстетического постижения действительности

Наглядно-образное – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – установление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно–действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе, отражает общие связи и отношения, оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нем играют вспомогательную роль.

Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей они могут быть в одинаковой мере развиты, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает какой-то один вид мышления.

Установочный этап. Параллельно второму этапу мозг обращается к памяти в попытке совместить информацию с уже приобретенным опытом (рецептивной установкой). Обычно этот этап слабо осознается человеком. Например, увидев огонь, человек обычно не вспоминает конкретный случай своего неправильного обращения с ним. Однако неосознанно он уже понимает, что, прикоснувшись к пламени, может обжечь себе кожу. Благодаря этому процессу работают также различные инстинкты и архетипы. Их наработка формируется как на генном уровне, так и вследствие личного жизненного опыта.

Поэтому выделяют три вида рецептивных установок: историческая (принадлежность к эпохе и своему жизненному опыту), групповая (принадлежность к рецептивной группе) и индивидуальная (индивидуальность восприятия и жизненного опыта) [по 7, с.22]. «Этими характеристиками определяется не только смысл, но и сам онтологический статус предмета восприятия (его социальное положение, рейтинг, бытие в обществе и т.д.)» [по 7, с.22].

Результирующий этап. После внешнего познания предмета восприятия и соотношения полученной информации с рецептивной установкой, возникает необходимость сделать вывод, т.е. оперировать своим отношением к данному явлению. Многие аспекты данного этапа остаются в области бессознательного.

Приведем следующий пример. Человек увидел в лесу стаю волков. Мозг получает чувственную информацию о данном предмете восприятия (внешний вид, издаваемый звук, возможно, запах). Благодаря процессу мышления мозг обращается к памяти и обнаруживает связь с уже заложенной там установкой. Мозг делает вывод о надвигающейся опасности. В этом случае мозг заставляет организм человека вырабатывать адреналин и совершать поспешные действия, направленные на ликвидацию опасности (например, убежать от нее).

Таким образом, работает сложный механизм, образованный за тысячелетия существования человечества. Благодаря этому механизму в области бессознательного сформировались древние инстинкты, позволяющие человеку автоматически реагировать (относиться) на различные внешние явления. В дальнейшем в этой работе эстетическое освоение объясняется как одно из проявлений данного механизма.

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации по географии >>>

Водные ресурсы
Части гидросферы Объем, км3/год Подземные воды зоны активного водообмена 33,8 Озера 7,0 Почвенная влага 100,0 ...

Природа
Рельеф местности. Турция преимущественно горная страна, где мощные окраинные хребты окружают высокое внутреннее плоскогорье, узкие равнины занимают территорию на периферии. Выделяют 5 орографических областей. Причерн ...

Галерея

Демографические процессы

Демографические процессы представляют собой: рождаемость, продолжительность жизни, смертность, статистика абортов, детская смертность, самоубийства, миграция, интеллектуальная эмиграция из России.

>>>