Ландшафт как база формирования эстетической модели

Основное положение (парадигма)

Основное положение, которое мы намерены обосновать в последующих разделах главы, можно сформулировать так:

Эстетическое восприятие возникло в процессе многотысячелетнего приспособления человечества (как представителя животных) к среде обитания как оптимальная (и очень сложная) система отношений представителей человеческого рода к визуальным проявлениям явлений (прежде всего) неживой и (вторично) живой природы, закрепившаяся в сфере бессознательного (например, в виде инстинктов). Мозг обращается к бессознательному за информацией о цвете и форме и получает архаичную информацию об их значении в природе. Она никак не интерпретирована, часто не осознается человеком в жизни и сформирована предками за тысячелетия жизни человечества. Проявляется данный механизм на архаичном (инстинкты), древнем (мифологемы) и современном (архетипы и ассоциации) плане бессознательного.

Мифологема (мифема) – это структурная единица мифа; исходная модель отдельных событий, явлений и ситуаций в жизни, зафиксированных в мифологиях и преподанные в концентрированной образной форме. С такой моделью типологически соотносятся сходные события и явления жизни. Существуют мифологемы устойчивых типов человеческого поведения, мифологемы повторяющихся в литературе персонажей и т.д. Мифопоэтическая модель мира содержит множество таких моделей, т.е. первообразов (мифологем или мифем), обладающих чрезвычайно сильным эмоциональным зарядом и связанных в значительной степени с бессознательными реакциями [28, с.112, 204].

Архетипы – одно из явлений «коллективного бессознательного» (более подробно явления архетипов и «коллективного бессознательного» описаны у Карла Юнга, швейцарского психолога и философа, основателя аналитической психологии [например, 14, с.577]). «… архетип – еще не образ, а лишь потенциальная возможность этому образу оформиться в соответствии с изначально заданной в сознании «кристаллической решеткой». Однако по мере того, как такие образы и представления оформляются, восприятие их сопровождается <…> необычайно оживленными эмоциональными тонами, они способны впечатлять, внушать, увлекать. Подобно тому, как насыщенный раствор какого-либо вещества порождает кристалл лишь определенной конфигурации, так же и образ формируется в нашем сознании по законам содержащихся в нем архетипов. Но для окончательного оформления этих образов, для выхода их на поверхность сознания необходим «насыщенный раствор» жизненных впечатлений, предоставляющих образному мышлению свой материал» [28, с.110] «Архетип — формирующийся в фило- и онтогенезе феномен восприятия, определенные свойства которого все же могут быть выявлены по его хроматическим функциям» [31].

Ассоциация – способ достижения художественной выразительности, основанный на психологическом эффекте узнавания, сравнения, проецирования художественного образа, ситуаций, ощущений и т.п. на собственные представления, хранящиеся в памяти, а также закрепленные в культурно-историческом опыте [20, с.18].

Таким образом, среда обитания (ландшафт) является исторической базой, на которой в качестве надстройки сформировалось восприятие человека, в том числе эстетическое. Более популярно объясняет В.Н. Невский: «Мировоззрение человека «питается» окружающей средой» [27, с.21].

Подтверждением этого также является хорошо известный факт влияния среды обитания на нрав, быт и физиономические черты тела этнических групп (см. например, Ю.Н.Голубчиков, «География человека», с.60-70, 111-123). Соответственно, понимание красоты данной этнической группой, находящее отражение в быту и искусстве, также отвечает этому постулату. Например, у некоторых племен Африки распространено представление, что косоглазие является признаком красоты, в то время как европейские представители, напротив, считают это дурным вкусом. В средневековых племенах острова Пасхи членам племени с детства расширяли специальными пластинами мочки ушей, преследую этим также индикацию населения по социальному статусу. Эти и многие другие примеры явно указывают на относительность и зависимость эстетического восприятия.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Публикации по географии >>>

Ф. Магеллан. Первое кругосветное путешествие
В течение XV столетия пиренейские державы — Испания и Португалия — выходят на путь широкой заморской экспансии. В обеих странах особенности их внутреннего развития и географического положения определили необходи ...

Экономико-географическая характеристика Французской республики
Прекрасная, пленительная, велико­лепная... Именно такие слова слы­шишь чаще всего, когда речь заходит о Франции. И действительно, эта страна на протяжении многих веков привлекает весь мир своей неповто­римой исто ...

Галерея

Демографические процессы

Демографические процессы представляют собой: рождаемость, продолжительность жизни, смертность, статистика абортов, детская смертность, самоубийства, миграция, интеллектуальная эмиграция из России.

>>>