Ландшафт как база формирования эстетической модели

Для подтверждения приведем интересные сведения о зависимости характера от морфологии среды обитания из статьи Г.Ф.Уфимцева [27, с.103]: «Русская идея идеального для жизни морфологического ландшафта и обустройства в Мире человека существенно отличаются от таковой в Западной Европе. Русскому необходим простор <…>. И все это воплощено в реалиях русской жизни: раскидистые посады и пригороды с обширными дворами и огородами, быстро выходившие за пределы городских оборонительных сооружений. Именно такое мироощущение и стремление русских жить в просторе потянуло их ватаги и обозы по радиальным направлениям от Москвы и в особенности в необъятную, хотя и малопривлекательную, с точки зрения обывателя с запада, Сибирь. А на западе другое: плотная городская застройка, и даже сейчас в ней проглядываются прошлые оборонительные линии. В этих разных взглядах на Мир, на идеальное обустройство человека в морфологическом ландшафте нельзя не видеть весьма любопытных противоречий. В России – свободное размещение в ландшафте и общинная организация человеческих сообществ, столь необходимая и полезная в суровом климате. На Западе – скученность и индивидуализм».

Исследования Л.А.Некрасовой подтверждают аналогичное [27, с.37]: «Установлено, что особое влияние на формирование эстетических предпочтений и местного, и сезонного населения оказывают геоморфологические условия местности. Результаты эколого-геоморфологических исследований и данные социологического опроса показали, что характеристики геоморологических условий расположения древних поселений могут служить показателем их рекреационной ценности. При этом эстетические качества местоположения сельского населенного пункта, наряду с доступностью, имеют часто определяющее значение при выборе места для сезонного проживания».

«Архаический человек воспринимал мир целостно и не вычленял себя из этого мира, отстраненная позиция наблюдателя – плод более позднего сознания. Эмоционально включенный в среду человек, полностью адаптированный к этой среде, переживает ее как естественное продолжение себя. Полнейшая «растворенность» его в среде распространяется на все аспекты восприятия, то есть в основе «средового» восприятия лежит мифологический тип сознания, до сегодняшнего дня сохраняющий свою актуальность» [28, с.108].

Столь глубокое усложнение человеческой психологии объяснимо и в рамках эволюционистского течения, причем той его части, которая признает направленность эволюционного процесса. «…в русском космизме, продолжающем линию русской философии в целом, было введено фундаментальное понятие – направленной эволюции, а потом и активной эволюции. Под ней подразумевается направленность вектора эволюции в сторону развития разума, причем разума нравственного». [36, с.49] В русском космизме направленная эволюция признается как процесс постоянного усовершенствования и усложнения [37, с.92].

Гармонические законы цветоведения. Природный диктат цвета

Прежде чем перейти к обсуждению психофизического влияния цвета, необходимо рассмотреть определение этого понятия. Этому вопросу много внимания уделял Н.В.Серов [30; 31], поэтому кратко ознакомимся с его данными. Большинство представлений о цвете, по его мнению, сводится к трактовке опытов Ньютона: цвет – это свойство спектрального состава излучения (пропускания, отражения), вызывающее у человека особые зрительные ощущения. Однако это определение весьма ограниченно, т.к. понимает цвет только с позиции физики и физиологии. После исследований Бюффона и И.В.Гете трактовка цвета чаще стала вмещать и ньютоновское понимание, и эстетическое: «… цвет — это определенный вид психических переживаний, возникающих благодаря как поступающему в глаза внешнему излучению (пропусканию, отражению), так и механическому воздействию на глаза (удар, давление), или внутреннему представлению этого вида переживания в полной темноте (с закрытыми глазами, в воображении, во сне)» [31]. Наиболее современная трактовка определяет цвет следующим образом: «цвет – характерная функция восприятия, передающая выразительность и позволяющая приобрести определенные знания об объекте» [31]. Далее Серов Н.А. отмечает, что «… как эстетические, так и хроматические представления о цвете связаны не с конкретикой каждого из предыдущих определений (физическими параметрами красочного отражения, видом того или иного ощущения, или воздействия и т.п.), а с его триадным отношением к метатеоретическим (философским и эстетическим) категориям с обобщением всех вышеперечисленных определений и возможностью их конкретизации: цвет – это характерный компонент хроматической триады, представляющий идеальное, связанное с материальным через чувство как их эстетическое отношение. В хроматизме понятия идеального и материального планов имеют онтологический смысл, то есть являются относительными друг друга в конкретной системе анализа» [31].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Публикации по географии >>>

Климат Уральских гор
Урал лежит в глубине. материка, удаленный на большое расстояние от Атлантического океана. Это определяет континентальность его климата. Климатическая неоднородность в пределах Урала связана прежде всего с его большой пр ...

Страна Швейцария
Швейцария – государство в Центральной Европе. Предание гласит: когда Бог распределял богатства недр по Земле, Ему не хватило их для крошечной страны в сердце Европы. Чтобы исправить такую несправедливость, Он об ...

Галерея

Демографические процессы

Демографические процессы представляют собой: рождаемость, продолжительность жизни, смертность, статистика абортов, детская смертность, самоубийства, миграция, интеллектуальная эмиграция из России.

>>>