Ландшафт как база формирования эстетической модели

Заметим также, что красный и фиолетовый цвета встречаются только как цвета растительной и животной выразительности. Т.е. основное применение их оттенков связано с привлечением внимания (например, цветы привлекают насекомых-опылителей, самцы разных животных и птиц привлекают самок и т.д.) или для отпугивания (используются цвета, ассоциированные в природе с ядами и токсинами). Тот же посыл заложен в применении этих цветов в рекламных целях в современном рекламном дизайне, т.е. человеческое восприятие цветов вполне отвечает устоявшемуся в природе восприятию животным и растительным миром. Например, при потребности привлечь внимание прохожего к вывеске, ее делают в «горящих» цветовых сочетаниях (красный и желтый).

Таким образом, это позволяет сделать вывод о природном диктате цветовых ассоциаций. Другими словами, психофизическая реакция конкретного человека к цветовым сочетаниям сформирована прежде всего из эволюционно устоявшейся и закрепленной на генном уровне природной семиотичности цветовых сочетаний.

Форма в природе

Говоря о форме в природе, большинство исследователей указывают главным образом на «гармонические каноны природы» (Николаев, Долгов, Борев, Дирин и др.), которые по сути сводятся к понятиям «порядка» и «хаоса».

«Космос прекрасен, его принцип – гармония, так полагал Пифагор, придавая ему максимальную эстетическую ценность» [12, с.55]. В.А.Николаев объясняет следующим образом: «Вся история эстетической мысли убеждает в том, что первоисточником представлений о прекрасном служит гармония окружающего нас мира. Изучение гармонии, ее важнейших канонов есть не что иное, как поиск красоты. <…> Уже на ранних этапах развития античной науки гармония была признана как наиболее надежный показатель порядка, рождаемого из хаоса (пифагорейцы, Гераклит и др.). <…> В современных работах, касающихся синэнергетики, признается, что в каждом хаотичном явлении возможно зарождение элементов порядка и наоборот, в любой гармонично организованной системе, на ее низших структурных этажах есть признаки энтропии, хаоса. Гармонизация мироздания есть результат работы антиэнтропийных сил природы. Порядок, гармония, красота противостоят энтропии. Если порядок характеризуется предсказуемостью, то беспорядок практически непредсказуем» [23, с.28-29].

На визуальном уровне восприятия порядок и хаос выражаются в виде композиционной организации пространства.

«Композиция – важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению конструктивную цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому» [20, с.80]. К основным принципам построения графической композиции относятся: цельность, симметрия, асимметрия, ритм, пластика [6, с.34].

Как методический прием композиционное формообразование основано на способности категорий композиционного мышления (ритмичность, масштабность, пропорциональность, тектоничность, пластичность и др.) вычленять в многообразии явлений целостные структуры и связывать в единой художественной проекции то, что реально разделено в пространстве и времени. [6, с.202]. Приведем пример. «… храмы, церкви и монастыри в Армении очень удачно списаны древними зодчими в рельеф местности. Располагаясь на самых видных местах, они представляют собой композиционные узлы в антропогенной геосистеме, главные элементы в пейзажной композиции и еще больше подчеркивают красоту и уникальность горного пейзажа, что и создает у человека особый подъем чувств» [27, с.49].

К основным канонам гармонии обычно относят: золотое сечение, симметрия (в том числе спиралевидные структуры), нуклеарность, фрактальность, ритм. Гармонические каноны природы можно интерпретировать как выражение состояний оптимальности и устойчивости природной системы. Уместно еще раз вспомнить основной постулат, нами утверждаемый в настоящей работе, суть которого состоит в признании объективных основ эстетического в реально существующей гармонии окружающего мира. Иными словами, космическая система на любом ее структурном уровне достигла некоего балансового уравновешенного состояния, при котором она достаточно стабильна и оптимальна, что и позволяет нам утверждать указанные каноны гармоническими. В силу низкой изменчивости планеты за время существования человечества, можно предположить, что эволюция человечества (также как в случае с цветом) выработала психофизическое влияние формы в любом ее виде на архаичном (инстинкты), древнем (мифологемы) и современном (архетипы и ассоциации) плане бессознательного. Данный вопрос широко исследуется в практической психологии. Выработано множество методик, основанных на анализе рисунков, например, тест с чернильными пятнами Роршаха, тест «Несуществующее животное», проективная методика «Три дерева», тест «Человек под дождем» и другие широко известные практические методики. Однако интерпретация конкретных примеров в них носит преимущественно качественный характер, а поэтому психоанализ небесспорен.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Публикации по географии >>>

Социально-экономическая характеристика Швейцарии
Государство Швейцария находится в Центральной Европе. На юге и юго-востоке граничит с Италией, с Францией страна граничит на западе, юго-западе и северо-западе, на севере - с Германией, на востоке - с Австрией и ...

Электроэнергетика
Электроэнергетика - составляющая часть энергетики, обеспечивающая электрификацию хозяйства страны на основе рационального производства и распределения электроэнергии. Она имеет очень важное ...

Галерея

Демографические процессы

Демографические процессы представляют собой: рождаемость, продолжительность жизни, смертность, статистика абортов, детская смертность, самоубийства, миграция, интеллектуальная эмиграция из России.

>>>