Развитие хозяйства

Длительное время промышленное развитие Европейского Севера определялось преимущественно экспортом леса из Архангельска. В 30-е годы ХХ века началось освоение природных ресурсов, главным образом крупнейших запасов апатито-нефелиновых руд, которые были обнаружены экспедициями под руководством А.Е.Ферсмана. В Хибинах был создан комбинат «Апатит», который снабжал все суперфосфатные заводы страны апатитовым концентратом. Частично продукция направлялась на экспорт. На базе этого комбината был построен город Кировск. На основании медно-никелево-кобальтовых руд был создан металлургический комбинат «Североникель» в городе Мончегорске.

Другое важное направление развития – формирование в Мурманске рыбного порта и большой рыболовной флотилии. Кроме того, была создана база Северного морского флота. В годы войны на Европейском Севере построена Печорская железнодорожная магистраль для снабжения Ленинграда и других городов углем, который начали добывать в Печорском бассейне.

В послевоенный период экономика Европейского Севера пополнилась крупным предприятием черной металлургии – Череповецким комбинатом («Северсталь»). Этот завод использует руды Кольского полуострова и коксующиеся угли Печорского бассейна. Несмотря на огромные расстояния перевозок сырья и топлива, производство металла здесь выгодно, так как комбинат находится вблизи крупнейших потребителей металла – Санкт-Петербурга и Москвы, получая из них дополнительно металлолом.

Промышленное строительство в районе Воркуты обходится в 2 раза дороже, чем в Центральной России. Поэтому в угольной промышленности эффективны только новейшие высокомеханизированные шахты (Воргашорская). На многих старых шахтах, несмотря на реконструкцию, производительность труда низкая. Это влечет за собой безработицу шахтеров, миграцию населения в другие районы. Более эффективно развитие нефтегазовой промышленности, которая имеет огромные перспективы в связи с открытием многочисленных, в том числе сверхкрупных месторождений (Штокмановское в Баренцевом море). Но и оно требует значительных затрат, в том числе и для создания нефтегазовых платформ, решения проблем транспортировки. Для перевозки нефти с морских месторождений создаются специальные танкеры с ледовой защитой, а в перспективе могут быть использованы грузовые атомные подводные лодки.

Публикации по географии >>>

Водные ресурсы
Части гидросферы Объем, км3/год Подземные воды зоны активного водообмена 33,8 Озера 7,0 Почвенная влага 100,0 ...

Природные ресурсы как экономический фактор
Природные ресурсы являются самым древним производственным фактором. Этот ресурс дан нам природой «землёй-матерью» (отсюда сокращенное название этого фактора - «земля»). ...

Галерея

Демографические процессы

Демографические процессы представляют собой: рождаемость, продолжительность жизни, смертность, статистика абортов, детская смертность, самоубийства, миграция, интеллектуальная эмиграция из России.

>>>