История заселения территории Самарской области

Дальнейшая история Поволжья, в том числе и Самарского Поволжья, продолжается уже в составе России и находится под непосредственным управлением Российской администрации в лице Приказа Казанского Дворца. В ведении этого учреждения находилось управление присоединенных к Российскому государству в 16 в. юго-восточных (Поволжских) и восточных (Сибирских) территорий.

После присоединения Поволжья к России основными задачами управления этими территориями являлись их заселение и создание системы постоянных поселений, а также защита вновь созданных поселений от многочисленных, враждебно настроенных племен, кочевавших по степям Нижнего Поволжья и Прикаспия.

Реализация этой государственной политики началась с создания по берегам Волги сети укрепленных военизированных поселений, наиболее крупными из которых явились крепости Самара (1586 г.), Царицын (1589 г.) и Саратов (1590 г.). Главной задачей этих крепостей являлась охрана Волжского транспортного пути от нападений кочевников и пиратов на торговые, промысловые, посольские и прочие суда.

Постепенно территория вокруг крепостей заселилась гражданским населением – крестьянами, ремесленниками, рыболовами, торговцами и пр. Рост численности населения, формирование его довольно пестрого социального состава, и как следствие – повышение роли в экономической и политической структуре России привело к тому, что уже в 1688 г. Крепости Самаре был придан статус города.

После того, как открыли огромное плодородие сельскохозяйственных земель поволжских равнин, эти земли стали привлекательными для крупных землевладельцев – монастырей, помещиков и т.д.

С формированием крупных землевладений начался этап активного переселенческого движения из центральных высокоосвоенных и относительно перенаселенных районов Московского государства на просторы Волжских равнин, который сопровождался строительством новых поселений.

Наиболее крупными из поселений, основанных в период активной колонизации Среднего Поволжья, явились крепости Сызрань (1683 г.), Алексеевск (1700 г.), Сергиевск (1703 г.) и др. С этого времени правительство Российского государства стало принимать более жесткие меры по охране поселенцев от набегов кочевников. Главные из таких мер – это строительство фортификационных сооружений – «засечных линий», которые препятствовали проникновению конницы в пределы наиболее обжитых и освоенных земель.

До начала 18 века государство осуществляло управление своими территориями из учреждений (Приказов), расположенных в центре России – Москве. С включением в состав Российского государства огромных пространств Поволжья и Сибири такой принцип территориального управления устарел.

Первые реальные шаги по реформированию территориального управления Российского государства были сделаны Петром I, положившим начало системе местного (регионального) управления. Своим указом от 18 декабря 1708 г. он разделил территорию России на 8 крупных областей (регионов), назвав их губерниями.

В пределах каждой губернии в 1719 г. были выделены провинции (от 2 до 11 на одну губернию). Во главе каждой губернии был поставлен губернатор, подчинявшийся непосредственно императору. Первостепенной задачей губернаторов являлось содержание и снабжение воинских частей, размещенных на территории губернии.

Установление границ губерний осуществлялось в соответствии с исторически сложившимся устройством России. А управленческие принципы территориальных образований были во многом заимствованы из немецкой, а впоследствии – шведской систем. Эти системы не учитывали обширность территории, разобщенность и невысокую плотность населения окраинных регионов России. Поэтому для удовлетворения реальных потребностей государственного управления эта административно-территориальная система нуждалась в постоянных корректировках.

При Екатерине Великой (II) произошли коренные преобразования системы государственного территориального устройства. В 1775 г. был издан важнейший законодательный акт о местном самоуправлении, устанавливающий совершенно иной порядок территориального деления и административного управления Российской империи.

Согласно данному закону в России учреждались административно-территориальные образования двух уровней: губернии (или наместничества) и входящие в их состав уезды. При формировании губерний выделялись территории с населением 300-400 тыс. чел., экономически тяготеющие к наиболее крупным городским поселениям, которым предавался статус центра губернии. При формировании уезда внутри губерний выделялась территория с населением 20-30 тыс. чел., экономически тяготеющая к какому-либо поселению, причем не обязательно городскому, которому предавался статус центра уезда.

Реализация Екатерининской территориальной и административно-управленческой реформы заняла 10 лет и завершилась в 1785 г., когда вся территория России была поделена на 50 губерний (наместничеств).

В соответствии с этим делением современная территория СО была включена в состав Симбирского наместничества, а значительная ее часть образовала Самарский уезд с городом Самара в качестве уездного центра.

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации по географии >>>

Территориальное разделение труда
Разнообразна хозяйственная деятельность людей в тех или иных местностях на нашей планете. Пестра экономическая карта мира и отдельных стран. Даже на небольшом расстоянии можно увидеть смену разных типов хозяйства ...

Становление, освоение и динамика развития нефтегазового комплекса Западной Сибири
В последние годы все большую долю сырья в нефтехимической промышленности занимают попутные газы нефтяных месторождений. В этом плане наибольший интерес по своему химическому составу и свойствам представляют попу ...

Галерея

Демографические процессы

Демографические процессы представляют собой: рождаемость, продолжительность жизни, смертность, статистика абортов, детская смертность, самоубийства, миграция, интеллектуальная эмиграция из России.

>>>