Литературный обзор

В конце 90-х голов ХХ столетия в педагогической литературе появился новый термин «инновационные технологии». Термин «инновация» обозначает внесение в учебный процесс нового (факты, методы, приемы), что улучшает действующую систему обучения. Исследователями проблем инновационных процессов были такие педагоги – новаторы: начало ХХ столетия – М. Монтессори, А. С. Макаренко и другие, середина ХХ столетия В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили, Л. В. Занков, Б. П. Никитин и другие; в конце ХХ столетия, это – В. Ф. Шаталов, И. П. Волков, Э. М. Ильин, В. К. Дьяченко.

До тех пор, пока технология не создана и неотработанна в педагогической практике, преобладает индивидуальное мастерство. По мере совершенствования педагогического мастерства растет и развивается «коллективное творчество», «коллективное мастерство», которые в концентрированном, упорядоченном виде могут перерастать в технологии.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблемой интеграции знаний, посредством межпредметных связей занимались многие исследователи: Я. А. Каменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, в том числе – К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптеров, И. Д. Зверев, В. Н. Максимова, В. К. Кириллов, Н. А. Лошкарева, Л. Я. Зорина, Н. М. Сокольникова и другие.

В этих исследованиях выделены виды, функции, методы интеграции знаний естественно научных, обществоведческих, технических дисциплин.

Анализ литературы по проблемам интегрированного обучения и методики проведения интегрированных уроков показал, что в современной педагогике этому вопросу придается большое значение.

По мнению И. М. Фролова именно интегрированное обучение является образованием будущего. По его мнению, современная система образования характеризуется дифференцированным подходом к обучению: каждый предмет обучается отдельно, сам по себе, в отрыве от реальной жизни. Такой метод приводит к тому, что учащиеся после окончания учебного заведения учатся заново применять знания на практике.

На интегрированных уроках осуществляется синтез знаний различных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой неразрывное целое, достигнутое широким, углубленным взаимопроникновением этих знаний. Существует множество видов интеграции: по методам, способам, уровням, направлениям.

Это целая область науки, которую можно назвать структурной методологий интеграции. На страницах Интернета можно изучить современные разработки интегрированных уроков: Л. А. Петренко «Интегрированный урок, как форма учебного занятия». – Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» 2004 – 2005 учебный год. G/index htm сайт UD. «Первое сентября» М. И. Балагурова «Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира». О. С. Михайлова «Интеграция, как методическое явление».

Авторы разработок единодушны в определении целей и результатов интегрированных уроков.

Результаты проявляются в развитии творческого мышления учащихся.

Публикации по географии >>>

Драгоценные камни
Термин "драгоценные камни" может использоваться чрезвычайно широко, но специалисты предпочитают четкую классификацию. Наука о драгоценных камнях делит их на два типа: органического и неорганического происхожден ...

Глобальные проблемы человечества
По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порою и планетарного характера. Но все же это была далекая предыстория, своего рода “инкубационный периуд” современных г ...

Галерея

Демографические процессы

Демографические процессы представляют собой: рождаемость, продолжительность жизни, смертность, статистика абортов, детская смертность, самоубийства, миграция, интеллектуальная эмиграция из России.

>>>