Общая характеристика нефтяного комплекса

Западная Сибирь является главным добывающим регионом страны. Однако условия нефтедобычи в регионе заметно ухудшаются. Произошло сокращение дебитов скважин в 5 раз (в среднем по России — в 2,3 раза), уменьшение запасов новых месторожде­ний — в 8 раз, доля разрабатываемых месторождений с затратами, превышающими среднеотраслевую себестоимость, увеличилась на 10%, доля дорогостоящих запасов среди прогнозных увеличилась более чем на 50%.

Эти показатели свидетельствуют о переходе главного нефтяно­го региона страны из зрелой стадии естественной динамики в позд­нюю, характеризующуюся ухудшением качества запасов и сниже­нием добычи. Если раньше динамика объемов добычи нефти и ее запасов определялась не только степенью выработанности уже от­крытых месторождений, но и вводом в эксплуатацию новых, то теперь объемы влияния второго фактора будут весьма незначи­тельны. Высокая степень геологической изученности Западной Сибири свидетельствует о том, что освоение перспективных место­рождений нефти не сможет существенным образом повлиять на динамику добычи в связи с быстрым выбыванием староосвоенных месторождений.

На смену стареющей Западной Сибири должен прийти новый регион или группа регионов, как в свое время регионы Баку и По­волжье. Однако деконцентрация ресурсов и собственности форми­руют новую тенденцию в нефтедобыче. Поскольку финансовые ре­сурсы резко ограничивают возможности освоения новых районов, оказывается более выгодным в настоящее время использовать но­вые технологии добычи на староосвоенных месторождениях, из­влекая не 30—40% запасов, как это было в советский период, а 50—60% запасов. Как следствие возник спрос на высокотехнологичное оборудование западных фирм, позволяющих реанимиро­вать старые месторождения. Добычей нефти стали заниматься во всех регионах России, где есть даже небольшие месторождения, поэтому обозначилась тенденция увеличения районов добычи нефти.

Транспортировка нефти.

Наряду с ухудшением качества и коли­чества запасов нефти постоянно ухудшаются условия ее транспор­тировки. При распаде СССР Россия потеряла большинство нефте­наливных терминалов на Балтийском и Черном морях. Это приве­ло к увеличению затрат на транзит и перевалку нефти через порты Прибалтики и Украины, составляющих 600 млн долл. в год.

Кроме того, система магистральных трубопроводов, созданная в советское время, характеризуется крайней изношенностью. Из 61 тыс. км магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов третья часть эксплуатируется уже более 30 лет, половина — более 20 лет и лишь 12% от общей протяженности нефтепроводов эксплуатируются от 10 до 20 лет. Значительный срок эксплуатации системы нефтепроводов, их интенсивное использование (ежегод­ный объем транспортировки нефти превышал 500 млн тонн), не­хватка средств у предприятий приводят к высокой степени аварий­ности транспортировки нефти. Ежедневно происходит 75- 80 про­рывов трубопроводов, сопровождающихся разливами нефти и гибелью экосистем. Кроме того, изношенность системы нефте­проводов становится причиной дополнительных затрат на ремонтно-восстановительные работы. Объем затрат для всех эксплуати­руемых нефтепроводов ОАО «АК "Транснефть"» оценивается в 6,5 млрд долл. Ежегодно компанией производится ремонт 1,4тыс. км магистральных нефтепроводов, т. е. 3% от общей протяженно­сти, которая составляет 47 тыс. км. Средняя стоимость ремонта со­ставляет 140-150 тыс. долл./км.

В последние годы Россия предпринимает попытки решения транспортных проблем. Строятся новый нефтяной порт в Приморске (Ленинградская обл.) и Балтийская трубопроводная система реализуется проект Каспийского трубопроводного консорциума, поставляющего казахстанскую нефть через Новороссийск на экспорт, создаются региональные нефтепроводы и нефтепродуктопроводы. Однако это весьма капиталоемкие проекты, которые способны улучшить ситуацию, но не решить проблему транспортировки кардинально. Стоимость транспортировки будет возрас­тать, что также ставит под сомнение целесообразность существенного увеличения добычи.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Публикации по географии >>>

Становление, освоение и динамика развития нефтегазового комплекса Западной Сибири
В последние годы все большую долю сырья в нефтехимической промышленности занимают попутные газы нефтяных месторождений. В этом плане наибольший интерес по своему химическому составу и свойствам представляют попу ...

Полезные ископаемые Уральских гор
Среди природных ресурсов Урала видная роль принадлежит, безусловно, богатствам его недр. Важнейшее значение среди полезных ископаемых имеют месторождения рудного сырья, однако многие из них открыты давно и длительно экс ...

Галерея

Демографические процессы

Демографические процессы представляют собой: рождаемость, продолжительность жизни, смертность, статистика абортов, детская смертность, самоубийства, миграция, интеллектуальная эмиграция из России.

>>>