Система государственного регулирования пищевой промышленности

При резком падении темпов произ­водства необоснованно возросли выпла­ты на заработную плату. Таким образом, предприятия пищевой промышленности потеряли заинте­ресованность в увеличении объемов про­изводства, особенно трудоемкой продук­ции, так как оплата труда утратила фун­кции мотивации трудовой деятельности.

При таких условиях предприятия поте­ряли заинтересованность в инвестирова­нии средств для развития производствен­но-технической базы и увеличения выпус­ка продукции, а полученная прибыль от реализации стала направляться в основ­ном на повышение заработной платы и другие материальные стимулы.

Нарушение сложившегося за многие годы соотношения цен на сырье и гото­вую продукцию, а также реализация про­граммы приватизации перерабатываю­щих предприятий в ряде регионов отра­зились на ухудшении взаимоотношений между партнерами-поставщиками и пе­реработчиками животноводческого сы­рья. При резком снижении использования мощностей действующих предприятий, из-за сокращения объемов производи­мой продукции, возникла тенденция стро­ительства предприятий и цехов малой мощности без должного технико-эконо­мического обоснования, что повлекло за собой еще большее отвлечение сырья у промышленности, потерю значительных объемов вторичных ресурсов и дальней­шее снижение эффективности производ­ства.

В течение достаточно продолжитель­ного времени Россия представля­ла собой зону закрытого экономичес­кого пространства. Развитие экономи­ки было плановым и осуществлялось «сверху» - путем разработки руковод­ством страны и выполнения предприя­тиями жестко регламентированного плана. Критерием развития субъекта или региона служила совокупность ко­личественных показателей: площадь территории, численность населения, запасы полезных ископаемых, объем ВВП. Вопросы качества и безопасности продукции жестко регламентирова­лись государством посредством разра­ботки государственных стандартов, а также ведомственных правил и норм, выполнение которых контролирова­лось различными государственными инспекциями.

Пищевая промышленность являлась одним из самых слабых звеньев агропромышленного ком­плекса в результате остаточного принци­па формирования и материально-техни­ческого обеспечения промышленности, сложившегося после создания Минсель­хозпрода РФ на базе Минсельхоза, Минпищепрома, Минхлебопродуктов и др.

Интеграционные процессы в сельском хозяйстве, пищевой и перерабатываю­щей промышленности осуществлялись неудовлетворительно. Как показывает опыт, приватизация пищевых и перера­батывающих предприятий с участием сельскохозяйственных производителей вёл к дальнейшей деградации сектора.

В настоящее время наряду с крупными пищевыми и перерабатывающими пред­приятиями имеется значительное число мини-производств по переработке сель­скохозяйственной продукции, находящих­ся в структуре сельскохозяйственных организаций и в ведении частных пред­принимателей.

В соответствии с Указом Президента № 565 от 16.04.94 г. и постановлением Пра­вительства РФ № 650 от 30.05.97 г. Мин­сельхозпрод РФ, как головной орган в уп­равлении агропромышленным комплек­сом, имел в структуре аппарата Депар­тамент пищевой и перерабатывающей промышленности, проводящий государ­ственную политику и управление агропро­мышленным комплексом.

Кроме Департамента пищевой промышленности в Мин­сельхозпроде РФ функции регулирования продовольственного рынка были возложены на Федеральное агентство, имеющее две­надцать региональных агентств.

На рисунке 1.11 показана система государственных органов регулирующих пищевую промышленность с 1981года до настоящего времени.

Минмясомолпром (1981 г.)

Комитет по пищевой и перерабатывающей промышленности (1993 г.)

Минпищепром (1994 г.)

Рисунок 1.11 – формирование системы государственных органов регулирующих пищевую промышленность

Таким образом, в настоящее время функции управления пищевой промышленностью возложены на Министерство сельского хозяйства РФ. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Правительство Российской Федерации установило, что Министерство сельского хозяйства Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, устойчивого развития сельских территорий, а также изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов и среды их обитания. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет в пределах своих полномочий координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федерального агентства по сельскому хозяйству и Федерального агентства по рыболовству. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по следующим вопросам: а) реформирование и финансовое развитие в агропромышленном комплексе и рыболовстве; б) государственная поддержка организаций агропромышленного комплекса и рыболовства; в) программы по развитию села; г) племенное животноводство и элитное семеноводство; д) использование земель сельскохозяйственного назначения; е) регулирование рынков сельскохозяйственного сырья, продукции и продовольствия; ж) техническое и технологическое обеспечение в агропромышленном комплексе и рыболовстве; з) производство и оборот этилового спирта из пищевого и непищевого сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции; и) изучение, сохранение, воспроизводство и использование водных биологических ресурсов и производственная деятельность в морских рыбных портах, находящихся в ведении Федерального агентства по рыболовству, и на судах рыбопромыслового флота; к) обеспечение ветеринарного и фитосанитарного благополучия территории Российской Федерации; л) охота и охотничье хозяйство.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Публикации по географии >>>

Угольная промышленность Украины
Угольная промышленность Украины, обеспечивающая добычу и первичную переработку каменного и бурого угля, является одной из основных отраслей топливной промышленности. Каменноугольные месторождения сосредоточены на ...

Природа
Рельеф местности. Турция преимущественно горная страна, где мощные окраинные хребты окружают высокое внутреннее плоскогорье, узкие равнины занимают территорию на периферии. Выделяют 5 орографических областей. Причерн ...

Галерея

Демографические процессы

Демографические процессы представляют собой: рождаемость, продолжительность жизни, смертность, статистика абортов, детская смертность, самоубийства, миграция, интеллектуальная эмиграция из России.

>>>