«Запад есть Запад. Восток есть Восток»

По числу последователей ислам является во Франции второй религией после христианства. Тем не менее как религиозный, социально-культурный и политический феномен ислам заявил здесь о себе сравнительно недавно. Так, до середины 70-х годов во Франции действовало не больше десятка мечетей, а в результате массового «оседания» во Франции рабочих иммигрантов из стран Магриба, их количество выросло в 700 (!) раз.

На некоторых кладбищах были отгорожены специальные «мусульманские» участки; в городских кварталах, как грибы после дождя, стали открываться лавки по продаже «халяльного» (от арабского «ха-ляль», обозначающего все «разрешенное» согласно нормам шариата) мяса, колбас и т.д., а также исламские книжные и сувенирные ла­вочки.

Все эти видимые признаки «рождения» ислама во Франции, христиа­нской, преимущественно католической стране, где до сих пор всеми правами «признанного» конфессионального меньшинства пользовалась лишь иудейская община, естественно, не могли не вызвать широкого общественного резонанса.

Если в 70-е годы во Франции давал о себе знать антиарабский ра­сизм, ставший неотъемлемой частью «идеологии» и практики ультраправых националистических движений, то уже в начале 80-х годов многие заговорили об «исламской угрозе». Иранская революция и об­щий подъем исламистских движений в мусульманском мире, с харак­терной для них антизападной направленностью, благоприятствовали распространению в стране если не откровенно враждебного, то, во всяком случае, подозрительного отношения к исламу как к реально­му или потенциальному носителю интегризма, несовместимому со светскими традициями Франции.

В начале 90-х годов успех Исламского Фронта Спасения (ИФС) в Алжире, вскоре приведший к ожесточенному столкновению между Алжиром режимом и вооруженными группами исламистов, придал в глазах французской общественности особую остроту проблеме «исла­мского интегризма», прежде всего, в связи с наличием среди мусульман, живущих во Франции, групп, симпатизирующих ИФС или свя­занных с ним.

Вообще факт тяготения мусульман Франции к странам своего происхождения, а, следовательно, возможность для различных государств исламского мира использовать общины своих соотечественников (в том числе и по «религиозным каналам»: финансирование мечетей, религиозных организаций и ассоциаций, издание брошюр и книг и т.д.) в собственных политических целях воспринимается властями как се­рьезная проблема.

Этнокультурные различия, с одной стороны, и ориентация на раз­личные государства и существующие политические модели мусульман­ского мира, с другой, позволяют выделить внутри современного «французского ислама» три основных течения, а также ряд второстепенных.

«Магрибинский ислам» представлен во Франции, в силу историчес­ких причин, наиболее широко. Помимо «арки» и «беров», в стране проживают 800 тысяч алжирцев, 450 тысяч марокканцев и 200 тысяч тунисцев. В Магрибе распространен суннитский ислам маликитского толка, считающийся самым стрдгим после ханбалитского. Это накла­дывает определенный отпечаток на характер религиозности выходцев из стран Магриба, где наименее грамотные слои населения сохраня­ют приверженность «народному исламу», с его культом святых, ав­торитетом «святых» шейхов-марабутов и т.д.

Молодое поколение мусульман - выходцев из Магриба и образован­ные слои населения является более «секуляризованными»: не будучи в большинстве своем практикующими верующими, они смотрят на ислам как на основу собственной культурной принадлежности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации по географии >>>

Бразилия (экономика и история)
К на­ча­лу пор­ту­галь­ской ко­ло­ни­за­ции (XVI в.) на тер­ри­то­рии Бра­зи­лии про­жи­ва­ли мно­го­чис­лен­ные ин­дей­ские пле­ме­на, от­ли­чав­шие­ся друг от дру­га ти­пом хо­зяй­ст­ва, со­ци­аль­ной ор­га­ни ...

Экономическое районирование России
В условиях становления и развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических реформ большое значение приобретает региональная экономика - область научных знаний о размещении производит ...

Галерея

Демографические процессы

Демографические процессы представляют собой: рождаемость, продолжительность жизни, смертность, статистика абортов, детская смертность, самоубийства, миграция, интеллектуальная эмиграция из России.

>>>