Проблемы развития российских регионов

В каждом экономическом районе и каждом федеральном округе есть субъекты Российской Федерации, относящиеся к группе отстающих регионов. Особенно тяжелая социально-экономическая ситуация сложилась в ряде регионов Северного, Северо-Западного, Центрального и Волго-Вятского экономических районов, а также в регионах Северного Кавказа, Нижнего Поволжья, Юга Сибири и Дальнего Востока. В совокупности они составляют почти половину всех субъектов Российской Федерации. Абсолютное большинство этих регионов являются приграничными.

Эти контрасты межрегионального и межокружного развития стали результатом неодинаковой адаптации регионов к новым рыночным условиям и связанными с этим различиями в экономическом потенциале и доходной базе регионов, значительного уменьшения объемов государственной поддержки. Сохраняющаяся ярко выраженная асимметрия в региональном развитии в пользу наиболее экономически развитых регионов страны выступает существенным фактором ослабления устойчивости системы федеративных отношений в Российской Федерации и устойчивости ее социально-экономического развития в целом, уменьшения внутренних возможностей преодоления кризиса для неблагополучных регионов.

В настоящее время различия в развитии субъектов Российской Федерации по основным социально-экономическим показателям достигли критического уровня. Добиться сокращения различий социально-экономического развития регионов в сложившихся условиях невозможно. Однако постепенно сокращать сложившуюся в Российской Федерации региональную асимметрию в экономике и социальной сфере необходимо, используя для этого имеющиеся финансовые ресурсы.

Для достижения среднероссийского уровня наиболее отсталым регионам при самых оптимистических прогнозах потребуется не менее 15 - 30 лет. Практический смысл представляет более реалистичная задача -уменьшение отставания экономически менее развитых регионов, на решение которой и направлена Программа.

За последнее десятилетие усилились различия между субъектами Российской Федерации и по уровню финансирования социальных расходов из федерального бюджета и бюджетов других уровней, что ведет к сильным территориальным диспропорциям в обеспечении населения социальными пособиями, услугами образования, здравоохранения, культуры и искусства. Как результат, увеличились различия в обеспеченности регионов объектами социальной инфраструктуры.

Резкая межрегиональная дифференциация имеет своим неизбежным следствием расширение числа отстающих регионов, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия и нарастание межрегиональных противоречий, что значительно затрудняет проведение единой общероссийской политики социально-экономических преобразований. Чрезмерные различия в условиях жизни населения центра и периферии, различных регионов страны воспринимаются обществом как нарушение принципов социальной справедливости и могут приводить к усилению центробежных тенденций и сепаратизму.

Поэтому стратегически важным для России является проведение сильной государственной региональной политики, направленной на сглаживание различий в уровне социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Первоочередной задачей является улучшение условий жизни в наиболее отстающих регионах, что становится возможным с началом устойчивого роста национальной экономики.

Программа базируется на принятых Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и Плане действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000 - 2001 годы (№ 1072-р от 26.07.2000г.), в которых поставлена задача адаптации программных механизмов к принципиально новой структуре приоритетов, формам и методам участия государства в решении социально-экономических проблем отдельных регионов. Необходимость этого определяется такими общепризнанными недостатками современной практики федерального программного регулирования как размытость целей, отсутствие федеральных приоритетов, формальность процедур отбора программ, недостаточная ответственность за исполнение программ и другими.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Публикации по географии >>>

Режим пользования водными объектами
Первый Водный кодекс Российской Федерации был принят 30 июня 1972 года: несомненно, он олицетворял большой прогресс российского водного права. В его содержании (114 статей, объединенных в шесть разделов) почти в ...

Социально-экономический анализ развития Пермского края
При написании реферата о развитии Пермского края, я использовала познавательный и статистический методы, которые, я считаю самыми удобными и имеющими наибольшую информацию, для данной работы. Цель моей работы ...

Галерея

Демографические процессы

Демографические процессы представляют собой: рождаемость, продолжительность жизни, смертность, статистика абортов, детская смертность, самоубийства, миграция, интеллектуальная эмиграция из России.

>>>