Производство товаров народного потребления

Меховая промышленность

включает сырейно-красильное и скорняжнопошивочное производство, где осуществляются выделка, кра­шение и отделка различных видов пушнины и мехового сырья и изго­товление из них различных изделий. В царской России массовая обра­ботка пушномехового сырья носила кустарный и сезонный характер и размещалась как в районах добычи пушного зверя, так и вблизи рын­ков меховой торговли, особенно прилегающих к Нижегородской и Ирбитской ярмаркам (Вятка, Нижний Новгород, Казань, Астрахань). В Москве действовали всемирно известные фирмы по изготовлению меховых изделий для состоятельных слоев населения.

Сейчас действуют крупные предприятия, выпускающие пальто, головные уборы, воротники. Сырьевую базу меховой промышленнос­ти составляют овцеводство, звероводство, пушной (охотничий) и зве­робойный промыслы. Наибольшую роль играет клеточное звероводст­во Центрального, Восточно-Сибирского и Дальневосточного районов, которое обеспечено мясо-рыбными кормами, оно поставляет шкурки норки, голубого песца, кролика. Для охотничьего промысла на севере России типична добыча соболя, белки, красной лисицы. Меховую и шубную овчину, смушку, каракуль дает овцеводство. Выпуск меховых изделий отличается высоким уровнем территориальной концентрации производства — более 1/2 продукции отрасли приходится на Поволж­ский, Центральный, Волго-Вятский и Северо-Западный районы.

В производстве товаров культурно-бытового и хозяйственного назна­чения

большую роль играют товары длительного пользования: мебель, легковые автомобили, радиотовары, особенно телевизоры и видеомаг­нитофоны, электротовары (холодильники, стиральные машины, элек­тропылесосы), ковры и часы, на долю которых приходится более 3/5 роз­ничного товарооборота культурно-бытовых товаров.

Расширение товарного предложения изделий длительного пользо­вания связано с уровнем развития и особенностями размещения про­изводства товаров народного потребления, конверсией оборонного комплекса. В настоящее время в отраслях тяжелой индустрии сложил­ся и действует специфический комплекс по производству товаров дли­тельного пользования, выпуск которых в основном сосредоточен на предприятиях машиностроения и металлообработки, химической и лесной промышленности. Он отлича­ется высоким уровнем территориальной концентрации производства. Если для отраслей легкой и пищевой промышленности, представлен­ных во всех районах России, характерно более широкое участие в фор­мировании товарных ресурсов в пределах зон. производства, нерегуляр­ность выхода на межрайонный рынок, то выпуск товаров длительного пользования отличается постоянным участием предприятий в обще­российском разделении труда, влияя на товарное предложение далеко за пределами района выпуска.

За последние годы производство товаров народного потребления сократилось более чем в 2 раза, что связано с проведением конверсии и перепрофилированием ряда отраслей ВПК, нехваткой материальных и финансовых ресурсов, появлением на потребительском рынке Рос­сии высококачественных импортных изделий.

Основное производство товаров длительного пользования сосре­доточено в европейской части страны, где Центральный, Поволжский, Уральский и Северо-Западный районы дают почти 2/3 общероссийско­го выпуска.

Выпуск бытовых холодильников

начался в России в предвоенные годы. В 1940 г. их производство составило 3,5 тыс шт., в 1995 г. — 1,8 млн шт., или 46% к уровню 1990 г. Ведущими районами производст­ва бытовых холодильников, на долю которых приходится 9/10 общерос­сийского выпуска, являются Центр (Москва), Поволжье (Саратов), Вос­точная Сибирь (Красноярск) и Урал (Орск).

Часовая промышленность также

переживает глубокий кризис. Объ­ем производства в отрасли сократился почти на 70%, хотя поточности хода и надежности изделия не уступают многим мировым образцам. Производство часов отличается высоким уровнем территориальной концентрации и сосредоточено в пяти экономических районах: Центр (Москва, Орел, Владимир, Углич), Поволжье (Пенза, Самара, Чисто­поль, Сердобск), Северо-Запад (Петродворец), Северный Кавказ (Рос-тов-на-Дону, Владикавказ) и Урал (Челябинск, Златоуст).

В 1995 г. производство телевизоров

составило 1 млн шт., или 1/5 к уровню 1990 г. В структуре выпуска более 1/2 занимали переносные, а около 2/5 — телевизоры цветного изображения. Выпускают телевизоры в семи районах России. Ведущую роль играет Центральный район — более 40% российского производства (Москва, Рязань, Александров), Центрально-Черноземный район — 20% (Воронеж) и Северо-запад— 18% (Санкт-Петербург, Новгород). Телевизоры производятся также в Волго-Вятском районе (Нижний Новгород, Саранск), Западной и Восточной Сибири (Новосибирск, Омск, Красноярск), Поволжье (Са­мара).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Публикации по географии >>>

Социально-экономическое совершенствование и управление городского района
Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, постольку ...

Мировая урбанизация на пороге XXI века
На протяжении десятилетий урбанизация в нашей стране сначала просто не признавалась как один из важных процессов формирования человека, среды и общества, а затем в 70-80-х гг., рассматривалась прежде всего в рам ...

Галерея

Демографические процессы

Демографические процессы представляют собой: рождаемость, продолжительность жизни, смертность, статистика абортов, детская смертность, самоубийства, миграция, интеллектуальная эмиграция из России.

>>>