Особенности экономического развития Саудовской Аравии.

Существенных перемен не произошло, но в саудовской прессе, полностью подконтрольной государству, стало появляться все больше материалов об участии женщин в производстве, о деятельности женских отделений банков, об участии женщин в сферах здравоохранения и обслуживания, об успехах в женском образовании. В сентябре 1999 года широко сообщалось о получении степени доктора философии в британском университете Шадией Абдалла Хасан Юсуф, занимавшейся медицинскими исследованиями. Представляется, что правящие верхи готовы к смягчению некоторых жестких норм, традиционных отношений в обществе, однако считаются с инерцией сознания основной массы народа. Не менее вероятно и то, что Саудиды, подобно любой власти в любой стране, стремятся до последнего избегать существенных перемен, ибо они неудержимо влекут за собой другие и могут выйти из-под контроля.

Роль иностранных работников на саудовском рынке труда. Формирование национальной системы образования.

Потенциальным источником опасности для политической и социальной стабильности являются иностранные работники в королевстве. Их доля не столь велика, как в соседних нефтяных монархиях, где иностранцы составляют более двух третей населения. Однако, по различным оценкам, на начало 2000 года в Саудовской Аравии находилось от 4 до 6 миллионов иностранцев, занятых в различных сферах промышленности, сельского хозяйства и услуг. Стоит заметить, что в немалой степени это вызвано искусственным недопущением женщин на рынок труда. По саудовским данным, на государственной службе доля женщин составляет 7%, в частном секторе – 1%.

Иностранная рабочая сила сыграла важную, а точнее, решающую роль в создании современного хозяйства и социальной сферы. Национальный состав и условия пребывания иностранных работников за несколько десятилетий разительно изменились. После нескольких выступлений палестинцев и других арабов, после разгула дикости и разврата африканских работников в 70-е годы, ставка была сделана на жителей Южной и Юго-Восточной Азии, а также Дальнего Востока. Власти, кроме того, отказались от опасной неупорядоченности и стихийности при найме рабочей силы и перешли на уровень межгосударственных соглашений с Индией, Пакистаном, Тайванем и рядом других азиатских и африканских стран, а также ввели законодательство, жестко регулирующее сроки и условия пребывания иностранных работников на территории королевства.

Тем не менее важными проблемами остаются оптимизация численности иностранной рабочей силы и недопущение перерастания в угрозу режиму из-за требований предоставления подданства или равных с коренными жителями социальных и экономических прав. Переход к практике регулируемого использования иностранцев стал вынужденной мерой после фактической неудачи «политики саудизации» рабочей силы, на которую в течение 80-90-х годов расходовались значительные средства. Важной причиной, объясняющей слабую отдачу «политики саудизации», называют конкуренцию иностранных рабочих, более квалифицированных и согласных с более низкой оплатой труда, отсутствием социальных норм и трудными условиями работы. Однако первопричиной этого является нежелание коренных жителей королевства включаться в производство. «Продолжающееся преобладание общеобразовательного направления над техническим…сохраняющееся предпочтение студентами университетов гуманитарных специальностей, ‑ пишет историк аль-Захрани, ‑ сохраняется, обретая вид нужды в иностранных кадрах».

Таким образом, инерция традиционного бедуинского общества сказывается на укоренении презрительного отношения к технической и любой производственной, «грязной» деятельности. Но помимо этого, само образование и обучение еще не стали в обществе безусловной социальной ценностью.

Создание и развитие современной системы образования, включающей 8 университетов, является предметом законной гордости саудовцев. В настоящее время начальным образованием охвачено более 90% соответствующего возраста населения. Однако, по данным саудовского Министерства Просвещения, в начальной школе успеваемость составляла 68% в 1987 году и 78% в 1994 году. В полной средней школе в эти же годы успеваемость была соответственно 69 и 70%. Недостаточная эффективность системы образования в стране вызвана прежде всего низким уровнем образования и материального положения родителей ученика. Можно добавить к тому и другие причины: недостаточную квалификацию учителей, несовершенство школьных программ, сохранение традиционной зубрежки, пренебрежение техническими средствами обучения.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Публикации по географии >>>

Столичный экономический район Украины
Столичный район (Киевская, Житомирская и Черниговская области) занимает второе место в стране по площади, а по количеству населения (6,9 млн. человек) уступает лишь Причерноморскому. Здесь сосредоточены значитель ...

Экономико-географическая характеристика агропромышленного комплекса (АПК) Приволжского Федерального округа
Переход аграрной экономики на рыночные отношения неразрывно связан с реформированием агропромышленного комплекса, развитием новых форм хозяйствования, базирующихся на многообразии форм собственности. Это предпол ...

Галерея

Демографические процессы

Демографические процессы представляют собой: рождаемость, продолжительность жизни, смертность, статистика абортов, детская смертность, самоубийства, миграция, интеллектуальная эмиграция из России.

>>>