Особенности экономического развития Саудовской Аравии.

Существенных перемен не произошло, но в саудовской прессе, полностью подконтрольной государству, стало появляться все больше материалов об участии женщин в производстве, о деятельности женских отделений банков, об участии женщин в сферах здравоохранения и обслуживания, об успехах в женском образовании. В сентябре 1999 года широко сообщалось о получении степени доктора философии в британском университете Шадией Абдалла Хасан Юсуф, занимавшейся медицинскими исследованиями. Представляется, что правящие верхи готовы к смягчению некоторых жестких норм, традиционных отношений в обществе, однако считаются с инерцией сознания основной массы народа. Не менее вероятно и то, что Саудиды, подобно любой власти в любой стране, стремятся до последнего избегать существенных перемен, ибо они неудержимо влекут за собой другие и могут выйти из-под контроля.

Роль иностранных работников на саудовском рынке труда. Формирование национальной системы образования.

Потенциальным источником опасности для политической и социальной стабильности являются иностранные работники в королевстве. Их доля не столь велика, как в соседних нефтяных монархиях, где иностранцы составляют более двух третей населения. Однако, по различным оценкам, на начало 2000 года в Саудовской Аравии находилось от 4 до 6 миллионов иностранцев, занятых в различных сферах промышленности, сельского хозяйства и услуг. Стоит заметить, что в немалой степени это вызвано искусственным недопущением женщин на рынок труда. По саудовским данным, на государственной службе доля женщин составляет 7%, в частном секторе – 1%.

Иностранная рабочая сила сыграла важную, а точнее, решающую роль в создании современного хозяйства и социальной сферы. Национальный состав и условия пребывания иностранных работников за несколько десятилетий разительно изменились. После нескольких выступлений палестинцев и других арабов, после разгула дикости и разврата африканских работников в 70-е годы, ставка была сделана на жителей Южной и Юго-Восточной Азии, а также Дальнего Востока. Власти, кроме того, отказались от опасной неупорядоченности и стихийности при найме рабочей силы и перешли на уровень межгосударственных соглашений с Индией, Пакистаном, Тайванем и рядом других азиатских и африканских стран, а также ввели законодательство, жестко регулирующее сроки и условия пребывания иностранных работников на территории королевства.

Тем не менее важными проблемами остаются оптимизация численности иностранной рабочей силы и недопущение перерастания в угрозу режиму из-за требований предоставления подданства или равных с коренными жителями социальных и экономических прав. Переход к практике регулируемого использования иностранцев стал вынужденной мерой после фактической неудачи «политики саудизации» рабочей силы, на которую в течение 80-90-х годов расходовались значительные средства. Важной причиной, объясняющей слабую отдачу «политики саудизации», называют конкуренцию иностранных рабочих, более квалифицированных и согласных с более низкой оплатой труда, отсутствием социальных норм и трудными условиями работы. Однако первопричиной этого является нежелание коренных жителей королевства включаться в производство. «Продолжающееся преобладание общеобразовательного направления над техническим…сохраняющееся предпочтение студентами университетов гуманитарных специальностей, ‑ пишет историк аль-Захрани, ‑ сохраняется, обретая вид нужды в иностранных кадрах».

Таким образом, инерция традиционного бедуинского общества сказывается на укоренении презрительного отношения к технической и любой производственной, «грязной» деятельности. Но помимо этого, само образование и обучение еще не стали в обществе безусловной социальной ценностью.

Создание и развитие современной системы образования, включающей 8 университетов, является предметом законной гордости саудовцев. В настоящее время начальным образованием охвачено более 90% соответствующего возраста населения. Однако, по данным саудовского Министерства Просвещения, в начальной школе успеваемость составляла 68% в 1987 году и 78% в 1994 году. В полной средней школе в эти же годы успеваемость была соответственно 69 и 70%. Недостаточная эффективность системы образования в стране вызвана прежде всего низким уровнем образования и материального положения родителей ученика. Можно добавить к тому и другие причины: недостаточную квалификацию учителей, несовершенство школьных программ, сохранение традиционной зубрежки, пренебрежение техническими средствами обучения.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Публикации по географии >>>

Экономическое районирование
Нельзя понять особенности и проблемы любой страны, не оценивая ее внутреннее территориальное разнообразие. Это особенно важно для России, чрезвычайно контрастной по природе, историческим особенностям, расселению ...

Рекреационные ресурсы Объединеных Арабских Эмиратов
Территория ОАЭ издавна заселена человеком. Археологи обнаружили следы проживания здесь людей, живших в 5 тысячелетии до н.э. Древние шумеры и ассирийцы называли район Залива Дильмуном, считая, что там находится ...

Галерея

Демографические процессы

Демографические процессы представляют собой: рождаемость, продолжительность жизни, смертность, статистика абортов, детская смертность, самоубийства, миграция, интеллектуальная эмиграция из России.

>>>